Задачи XXII Всероссийской олимпиады "Турнир юных физиков - 2000"

1. Придумай сам.
Предложите неконтактный метод для измерения поверхностного натяжения воды. Оцените точность метода.

2. Камертон.
Камертон с резонансной частотой около 100 Гц закреплен горизонтально так, что его ножки колеблются в вертикальной плоскости. Капля воды помещена на поверхности верхней ножки. При возбуждении камертона на поверхности капли образуются стоячие волны, меняющиеся во времени. Объясните наблюдаемые явления.

3. Плазма.
Исследуйте электропроводность пламени свечи. Изучите влияние формы и полярности электродов, а также других параметров. Эксперименты следует проводить при напряжении источника не превышающего 150 В.

4. Брызги.
Измерьте высоту брызг при падении в воду сферического тела. Найдите зависимость высоты брызг от высоты падения тела и других параметров.

5. Газированная вода.
На стенках стакана, наполненного газированной водой, образуются газовые пузырьки. Найдите зависимость среднего размера пузырьков от высоты их локализации.

6. Передача сигналов.
Используя лампу накаливания, сконструируйте оптимальный передатчик сигналов без использования модулятора светового потока между передатчиком и приемником. Исследуйте характеристики Вашего устройства. Качество передатчика определяется произведением скорости передачи информации (бит/с) на расстояние между приемником и передатчиком.

7. Карусель.
Маленький легкий шарик удерживается у дна стакана, заполненного водным раствором, а затем освобождается. Подберите свойства раствора так, чтобы время всплытия шарика составляло несколько секунд. Как изменится это время, если стакан поставить на поверхность вращающегося диска?

8. Застывшая капля.
Капли расплавленного свинца или олова падают с некоторой высоты в глубокий сосуд, заполненный водой. Найдите зависимость формы капли от высоты ее падения и объясните результат.

9. Радиоактивность.
Соберите как можно больше радиоактивного материала в комнате выбранным Вами методом. Определите время его полураспада.

10. Дидкие пальцы.
Когда слой горячего солевого раствора лежит на поверхности холодной воды, поверхность раздела нестабильна и образуются структуры, похожие на пальцы. Исследуйте и объясните явление.

11. Камень.
Найдите оптимальную массу камня, который может бросить школьник на максимальное расстояние.

12. Рваная бумага.
Разорвите лист бумаги и исследуйте путь ее разрыва.

13. Бочка.
Частично заполненная водой бочка скатывается по наклонной плоскости. Исследуйте ее движение.

14. Освещенность.
Две лампы накаливания мощностью 100 и 40 Вт освещают шарик настольного тениса, находящийся между лампами. Найдите положение шарика, при котором обе его поверхности кажутся одинаково освещенными. Объясните полученный результат.

15. Остывающая вода.
Два одинаковых стакана наполнены горячей и теплой водой, и остывают при комнатных условиях. Возможно ли, что вода в стакане, наполненном горячей водой в какой то момент времени станет холоднее, чем в стакане с теплой водой? Проведите эксперимент и объясните результат.

16. Окрашенный песок.
Встряхните смесь различно окрашенного гранулированного материала, помещенного в узкий плоский сосуд с прозрачными стенками. Можно увидеть образование цветных полос. Исследуйте и объясните явление.

17. Странный звук.
Налейте горячую воду в чашку с порошком капуччино или шоколада и слегка размешайте ее. Затем легко постучите ложкой о дно чашки. Вы услышите звук низкого тона. Исследуйте как высота тона меняется при продолжительном постукивании. Объясните полученный результат.