"Советский Спорт", 25 января 1987г., стр. 4, в рубрике "Золотые перья" |
Не порвите серебряные струны
Владимир Высоцкий
Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 49 лет.
На дистанции четверка первачей - Кто-то кровью холодней, кто горячей, - А борьба на всем пути - - Расскажите, как идут, Номер первый рвет подметки как герой, Почему высоких мыслей не имел? - Что ж, идеи нам близки - Номер два далек от плотских тех утех, Ох, наклон на вираже! - бетон у щек, Этот будет выступать Номер третий убелен и умудрен, - И назойливо в ушах звенит струна: Переходит сразу он А четвертый, тот, что крайний, боковой, - Сколько все-таки систем На дистанции четверка первачей, 1974
Спасибо вам, мои корреспонденты, Дай бог вам жизни две Найдя стократно вытертые ленты, Вот пишут - голос мой не одинаков: Но что поделать, если я не звонок, - Вот спрашивают: "Попадал ли в плен ты?" Друзья мои, - жаль, что не боевые, - Вот я читаю: "Вышел ты из моды. Еще письмо: "Вы умерли от водки!". За письма высочайшего пошиба: Но только я уже бывал на Темзе - И ваши похвалы и комплименты, Сержанты, моряки, интеллигенты, 1973
Необходимое послесловие Не заменишь слова в газетной рубрике, как не заменишь слова в песне. Золотое перо... Владимир Высоцкий тексты песен своих не тиражировал и сборников поэтических не "пробивал": потому, что не любил и не умел быть просителем, и потому еще, что знал - песни живы и без того. Когда я слышу о ком-то "народный поэт" - всегда невольно сравниваю этого человека с Высоцким. И мало кто выдерживает в наших глазах испытание таким сравнением. Кажется, он писал обо всем. Вернее - жил во всем, за всех, пел не "о герое", а "из героя", смеялся и плакал от первого лица - как поэт, как актер, как гражданин. ...Помню, как допытывался один таксист: "Неужели Высоцкий о нас, о таксистах, не писал?" - "Как не писал?" - и я напел ему (помните?): "Пусть счетчик щелк да щелк...". "Ну я как знал! - закричал шофер. - Не мог он про нас не написать!..". На Владимира Семеновича обрушивался град вопросов: на каком фронте воевали? долго ли шоферили на Севере? на какие горы восходили? за какую команду играли? А он не воевал, не шоферил, не восходил к вершинам гор, ни за кого не играл... Играл только "за себя" - все его герои, в фильмах ли, в спектаклях ли, несли неповторимые черты Высоцкого, чья творческая индивидуальность и масштаб личности не умещались в прокрустовом ложе сценического текста, вырывались из слов роли. Высоцкий-Гамлет и Гамлет-Высоцкий, Высоцкий-Жеглов и Жеглов-Высоцкий, Гамлет-Жеглов - все переплеталось, смешивалось, и не было ясно, что первично. Но над всем этим высился единый образ человека, прямого в суждениях, бесхитростного в делах, человека откровенного, свободного. Гражданина. Конечно же, спорт не мог не появиться в "песенной энциклопедии" Высоцкого. Поэта интересовало в спорте все, но в первую очередь, наверное, проявления человеческого характера на грани возможного, воля и стремление к цели, преодоление трудностей и даже опасностей. Именно этот интерес побудил Высоцкого к созданию первых, альпинистских песен. Не достижение ради достижения волновало Высоцкого, но испытание человека на прочность и верность. Так родились "Песня о друге", "Скалолазка"... Появились и песни об иных видах спорта. Очень популярной была в свое время "Песенка о сентиментальном боксере". Я не знаю, пели ли ее боксеры (наверняка пели!), но за ученых и студентов поручусь. Что же нравилось нам, людям, далеким от спорта, в спортивных песнях Высоцкого? Чем были они близки всем? Тем же: гражданской и нравственной позицией автора, призывавшего всегда и везде оставаться человеком - в любой ситуации, при любой конъюнктуре. Это закон спорта, но это и закон жизни. И сам Владимир Семенович Высоцкий был верен ему. ...Он обращался с инструментом ласково, бережно - не отбросит резко в сторону, не ударит со зла по деке, даже если что-то не выходит. В минуту коротких пауз-монологов на концертах Высоцкий иногда, незаметно для себя самого, поглаживал гитару, как поглаживает жокей любимого коня перед скачкой. А еще Высоцкий очень не любил, когда рвались струны. Даже в песне написал: "Только не порвите серебряные струны!" Струны не порваны. Мы слышим их пение, мы сверяем звучание своих гитар по строю гитары Владимира Высоцкого. Александр Городницкий, доктор геолого-минералогических наук, поэт, автор и исполнитель песен. *** Фото А. Гершмана Публикуемые тексты стихотворений являются окончательными авторскими вариантами. Стихотворение "Я к вам пишу" публикуется по авторской черновой рукописи. Фонограмма исполнения не найдена. Публикация А. Крылова.
|