Публицистика Прихожая


⌠Менестрель■ 1980 г., ╟3 (февраль)

Каким быть XIII Грушинскому?

Лика Зернова, КСП ⌠Ингрия■ (г. Сосновый Бор)

⌠Быть гостем и участником нашего фестиваля ≈ большая честь. Нужно быть достойным петь эти песни, быть достойным называться высоким званием туриста.■

(Из положения о IX фестивале туристской песни
памяти Валерия Грушина)

 

Двенадцать лет назад на переправе клокочущей горной реки Уда опрокинулась лодка. В ледяной воде оказались трое детей. Не раздумывая, прямо в одежде в черную воду бросился человек ≈ три жизни были спасены. А обессилевший спасатель не смог справиться с быстрым течением.

Погиб Валерий Грушин ≈ романтик, страстный путешественник и пропагандист песни, студент Куйбышевского авиационного института.

Через год в Жигулевских горах собрались друзья Валерия и открыли фестиваль туристской песни его памяти, ставший традиционным. Постепенно он перерос во Всесоюзный праздник самодеятельной песни, собирающий десятки тысяч людей со всех концов нашей страны.

На двенадцатый фестиваль приехало более 49 тысяч человек.

На живописных Федоровских лугах, что раскинулись вдоль Волги, каждое лето вырастает пестрый палаточный лагерь Фестиваля. В этом году он был особенно оживлен. В Гостином дворе разместились делегации из 76 городов. В штабе приветливо встречали вновь прибывающих гостей. Зазывно лился из динамиков голос Аллы Пугачевой у пресс-центра, где были организованы фотовыставки. Бойко шла торговля квасом и шашлыками.

С 6 по 9 июля у костров звучали молодые голоса. Туристские походные песни сменяли военно-патриотические, а им на смену приходили лирические размышления о бескрайних просторах нашей страны, песни о молодости, любимых, которые всегда ждут и помнят.

Но побывав на XII Грушинском, невольно проникаешься мыслью, что фестивалю грозит опасность превратиться во всесоюзный пикник на природе.

Кто эти сто тысяч участников праздника самодеятельной песни? Это сами организаторы и приглашенные из Куйбышева и области ≈ около 15 тысяч человек, гости из других городов - примерно 35 тысяч, и, главное, многие неучтенные десятки тысяч, приезжающие провести выходные на природе, поглазеть на грандиозный лагерь, потолкаться в этих тысячных толпах ≈ словом, отдать дань этой новоявленной "моде".

И, что самое страшное, настроение этих десятков тысяч "случайных" (скажем так) людей начинает уже определять сам дух праздника. И разносится по вечернему лагерю развеселое пение эстрадных шлягеров, магнитофоны надрываются голосами "Бони М", а у палаток вырастают прозрачно-зеленые горки бутылок.

Конечно, поются у костров и песни самодеятельных авторов, но они не определяют настроения праздника и теряются в общем течении веселого разгулья.

Главное событие каждого фестиваля ≈ концерт авторов и исполнителей на экзотической сцене в форме гитары, качающейся в окружении парусов на волжской воде. Зрители располагаются на склоне горы, где могут разместиться тысячи людей. Но для цифры с пятью нулями этот зрительный зал под открытым небом оказался мал.

Места занимали с утра. Но подошедшие к началу концерта тоже жаждали зрелищ. И вот в темноте живые потоки устремляются в малейшие щели между плотными рядами сидящих, устремляются вверх по склону, засыпая песком всех, кто остался внизу. Тут уже не до песен. Все усилия направлены на то, чтобы укрепиться на захваченном месте, зарыться поглубже в гору, да покрикивать на проходящих мимо, да посвистеть со всеми запущенной кем-то ракете.

Из-за непрекращающегося движения, шума, неполадок аппаратуры большая часть концерта не была услышана. Порядок на горе воцарился только к концу выступлений, когда начавшийся дождь разогнал случайную публику и остались только истинные ценители самодеятельной песни.

Ленинградка Соня Шебаршина поделилась: "К сожалению, публика требует много внешних эффектов, для нее не споешь того, чего хочешь". А вот слова минского автора Леонида Шехтмана: "Самодеятельная песня требует вдумчивого, подготовленного зрителя. Здесь же аудитории больше по душе зрелищные, шумные представления".

Вопрос о разумном ограничении числа "случайных" людей, по словам председателя Куйбышевского клуба туристов Бориса Кельмана, стоит уже 6 лет.

Перед каждым фестивалем оргкомитет рассылает в райкомы, туристские клубы Куйбышевской области приглашения, где подчеркивает настоятельную просьбу командировать на праздник только лучших комсомольских активистов. В области отсутствует всякая реклама фестиваля. Проводились поиски нового места для фестиваля, но лучшего пока не нашли. В неоднократных выступлениях по куйбышевскому телевидению разъяснялась проблема чрезмерного количества участников, говорилось о возможности увидеть, увидеть и услышать концерт лауреатов во Дворце спорта Куйбышева.

Но эффект получился обратный. Людей собралось больше, чем на XI фестивале.

Каким быть XIII Грушинскому? Не потеряется ли в стотысячных толпах сама идея фестиваля как яркого форума самодеятельной песни?

Наша молодежь стремится к песне, к общению. Нельзя недооценивать значение фестиваля как средства воспитания нового человека, человека с активной жизненной позицией. Поэтому особенно важно сохранить дух праздника в чистоте, не допустить перерождения его в очередное "галочное" мероприятие, отвести в сторону наносы безвкусицы и пошлости.

А позаботиться об этом надо и Куйбышевскому обкому комсомола, и туристскому клубу "Жигули", да и всем клубам самодеятельной песни, посылающим своих представителей на фестиваль.

Хватит у нас и заботливых рук, и горячих сердец, и душ, влюбленных в самодеятельную песню.

***