ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА
НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ
ОПИСАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА
КЛИМАТ РАЙОНА
РЕКИ И ОЗЕРА
ЛАНДШАФТ ТУНДР КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА
ПОДЪЕЗДЫ И ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ
ТУРИСТСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЙОНА

Характеристика района путешествия

Район нашего путешествия давно известен туристам и хорошо описан в литературе. Административно он принадлежит Мурманской области России. Географически это центр Кольского полуострова, массивы Хибинских и Ловозерских горных тундр и прилегающие всхолмленные лесотундры. Далее будут использованы выдержки из книги Кошечкина Б. И. "Жемчужина в ладонях Лапландии", как одного из удачных и редко встречающихся в туристских отчетах описания района. Текст Кошечкина значительно дополнен автором данной статьи.

История изучения Кольского полуострова

Как это ни странно, озеро Имандра, крупнейшее на севере Европы, и окружающие его горные тундры не были известны географам необычайно долго. Вернее, на древних картах неверно изображался водоем, простиравшийся (как Кандалакшский залив) с северо-запада на юго-восток к югу от Кольского полуострова, но соединявшийся (как Имандра) рекой с белым морем. В таком виде Имандра изображена на картах Абрама Орделиуса (1570, Антверпен), Герарда Меркатора (1595, Амстердам), на картах Скандинавии 40-х годов XVII века. На карте Николаса Пискатора (1633 г.) Кандалакшский залив приобретает близкие к действительности очертания, однако Имандры нет совсем. Нет ее и на голландских, английских и французских картах конца XVII - XVIII веков. Это было закономерным, ведь европейские путешественники редко посещали Кандалакшу, а внутренние территории Кольского полуострова не знали совсем. Русским же людям эти районы были хорошо знакомы. Некогда здесь пролегали пути стремившихся к океану новгородских дружин. Позднее артели рыбаков двигались берегами Имандры на Мурман.
Летом 1840 года среднюю часть Кольского полуострова пересек маршрут А.Ф. Миддендорфа, впоследствии - широко известного ученого-натуралиста. Напечатанная им в 1845 году карта пути из Колы в Кандалакшу оказалась довольно точным изображением бассейна Имандры.
Значительные и интересные результаты картографирования бассейна Имандры были получены Финляндской экспедицией (В. Рамсей, А. Чильман, А. Петрелиус и др.), работавшей на Кольском полуострове с 1887 по 1892 год. Топограф экспедиции А. Петрелиус был первым, кто определил ряд астрономических пунктов в центральных частях полуострова и произвел полуинструментальную съемку бассейна озера.
В 1880 году через бассейн озера прошел маршрут организованной Русским географическим обществом экспедиции геолога Н.В. Кудрявцева. Наряду с геологическими наблюдениями путешественник делал зарисовки, собирал материалы по топографии и топонимике района.
Летом 1907 года в лесах Кольского полуострова появился никому тогда неизвестный путешественник М.М. Пришвин. Из Кандалакши путешественник направился на север, в глубины Русской Лапландии. Вместе с проводником он поднялся на западный склон Хибин. Свои путевые дневники странствий по Русскому Северу Пришвин издал в виде книги "За волшебным колобком".

Начало промышленного освоения

В 1924 году Мурманская биологическая станция начала свои работы по изучению Имандры. На озеро направилась небольшая экспедиция в составе Г.М. Крепса, Ф.Е. Белова, Ф.В. Крогиус и М.Н. Михайлова. В 1925 году под руководством Г.Д. Рихтера была проведена съемка акватории озера. Одновременно с общегеографическим изучением центральных районов Кольского полуострова начали свою работу отряды геологов. Ими были подробно изучены и описаны горные районы Хибинских, Ловозерских и других тундр. В 1914 году началось строительство Мурманской железной дороги, стокилометровый участок которой пролег вдоль западного склона Хибин и озера Имандра. После ее сооружения восточный берег озера Имандра постепенно становится одним из наиболее населенных районов Кольского полуострова. Весной 1920 года по едва скрепленному полотну Мурманской железной дороги, на Кольский полуостров прибыла специальная правительственная комиссия Совета труда и обороны, в задачу которой входило определение срочных мер по восстановлению народного хозяйства края. Во время стоянки поезда на станции Хибины входивший в состав комиссии академик А.Е. Ферсман совершил небольшую экскурсию на западные склоны гор. Короткого маршрута к склонам Тахтарвумчорра хватило для того, чтобы обнаружить в горах редкие щелочные минералы, неизвестные в других районах страны. В ходе ежегодных экспедиций, организованных А.Е. Ферсманом для изучения уникального массива, были сделаны интереснейшие открытия. Уже в 1921 году были обнаружены глыбы неизвестного до того на севере зеленого сахаристого апатита, в 1923 г. были впервые найдены его коренные выходы, а в 1925-1926 годах геологом А.Н. Лабунцовым были открыты еще более мощные залежи апатита на склонах Расвумчорра.
В 1930 году на берегу озера Большой Вудъявр началось строительство Апатито-нефелиновой обогатительной фабрики (АНОФ-1), электростанции и жилых домов. К концу 1931 года население нового города Хибиногорска превысило 40 тысяч человек.

Описание центральной части Кольского полуострова

В строении выступающих на поверхность горных пород центральной части Кольского полуострова преобладают самые древние на Земле докембрийские породы, составляющие основу Балтийского кристаллического щита. Возраст этих пород от 0.5 до 3.6 и более миллиарда лет.
Горный район Хибин характеризуется значительными высотами, порядка 800 метров, над окружающей холмистой равниной. Неровная, с перепадами высот до 150-200 метров, поверхность образует плоские, платообразные вершины отдельных гор, отметки которых над уровнем моря приближаются или немного превышают 1000 метров. Наивысшая точка Хибин - гора Часначорр - имеет отметку 1240 метров над уровнем моря).
Плато Хибин глубоко расчленено разломами земной коры. Следующие им крупные ущелья-долины радиально расходятся от массива Поачвумчорр и как бы разделяют горное сооружение на отдельные крупные блоки. Эти блоки разбиты менее значительными по размерам ущельями-долинами на еще более мелкие, которые постепенно, системой крутых уступов, снижаются в направлении озера Имандра. Везде на поверхности плато можно видеть огромные валуны, резко отличающиеся по составу от окружающих пород. Они занесены сюда древними ледниками в период, когда мощность льда составляла здесь до 1500 метров и была большей, нежели высота гор.
Система рассекающих горный массив ущелий, возникших еще в доледниковое время, была образована крутыми V-образными долинами, позднее преобразованными и сглаженными ледником. Последующие эрозионные процессы вырезали в них новые, более узкие долины, благодаря чему возникли характерные формы ледниковых долин - трогов (верховья рек Малая Белая, Гольцовка и других). Более молодые, послеледниковые долины имеют четко выраженную U-образную форму. Их склоны почти отвесны, и солнечные лучи не достигают дна. Поэтому здесь господствует холод и сумрак, нередко в течение всего лета сохраняется снег. Только шум невидимого, бегущего под нагромождением осыпавшихся со склонов каменных глыб нарушает тишину. Общей особенностью всех гор Кольского полуострова является отсутствие островерхих вершин и преобладание обширных платообразных вершинных поверхностей.

Климат района

Заполярье, шестьдесят седьмая параллель. Казалось бы, в этом полярном краю, не знающем в течение зимы солнечного тепла, должны господствовать жестокие холода. Но это не так. Зима на Кольском полуострове сравнительно мягкая. Даже в январе нередко случаются оттепели. Эта особенность района объясняется его полуостровным положением, сравнительной близостью Баренцева моря, в воды которого проникают теплые струи Гольфстрима.
Зимой полярная ночь продолжается около четырех недель в конце декабря и начале января. Летом, наоборот, солнечный диск не покидает небосклона круглые сутки. В целом для района характерны довольно прохладные лето и весна, относительно теплая зима и значительное увлажнение. Здесь часто проходят циклоны, что вызывает резкие падения атмосферного давления. Летом суточные перепады давления могут достигать 15 мм. рт. ст., а зимой - 30 мм. рт. ст. Резко выраженный максимум атмосферного давления наблюдается в мае, минимум - в ноябре - январе.
Среднегодовое количество выпадающих в районе осадков в виде дождя и снега составляет 450 миллиметров. Среднее годовое значение относительной влажности - 79 %. Средняя годовая температура воздуха на побережье Кольского полуострова 0.4 градуса Цельсия.
В горах, из-за низких температур воздуха, господствующих на высоте, возникают условия для дополнительной конденсации влаги. Поэтому в горных тундрах выпадает вдвое больше снега и дождя, чем на равнине. Здесь же, на открытых пространствах вершин, беспрепятственно дуют ветры, достигающие иногда скорости 28 м/с.
Зима приходит в Хибины рано. В предгорьях переход суточной температуры воздуха через ноль происходит в среднем 16-17 октября (в горах - на месяц раньше), а через отметку -10-С - 15 декабря. Иногда снежный покров на побережье Имандры образуется уже во второй половине октября. Снег этот, однако, неустойчив и сходит при оттепели. Устойчивый покров обычно образуется в начале ноября и держится около 200 дней. Средняя месячная температура воздуха в декабре - январе составляет -13-С. Зимой преобладают ветры южных румбов. Их обычная скорость зимой (в предгорьях) 3-5 м/с.
В начале зимы относительная влажность достигает годового максимума 85-90 %, понижаясь в марте до 75-81 %. В течение осени и зимы выпадает 75-120 мм осадков. К началу снеготаяния высота снежного покрова достигает в среднем 35-55 см.
Эффектным элементом зимнего пейзажа Кольского полуострова являются полярные сияния. Близость Кольского полуострова к магнитному полюсу Земли дает возможность наблюдать это явление с начала сентября до середины апреля. При этом наиболее яркие и мощные полярные сияния видны здесь изредка и в светлые августовские ночи.
Весна в бассейне Имандры сравнительно поздняя. Переход средней суточной температуры через ноль происходит 25-29 апреля. Весной в бассейне озера выпадает наименьшее количество осадков: 50-60 мм. Период интенсивного снеготаяния падает на конец апреля - начало мая, а полностью снежный покров обычно сходит к 6-10 мая с отклонением в 15-20 дней (в горах - на месяц позже).
Весна в бассейне Имандры - самое ветреное время года. Преобладают ветры северных румбов. Их средняя скорость - около 4 м/с при максимальной - 28 м/с. Относительная влажность в это время года заметно понижается, от 71-77 % в апреле до 66-72 % в мае.
Лето здесь короткое. Безморозный период длится 80-100 дней, в горах 60-80 дней. Переход средней суточной температуры через +10-С происходит 16-18 июня. Период со средней суточной температурой выше 10-С составляет в предгорьях 71-74 дня, однако в любой из летних месяцев возможно похолодание до отрицательных температур (-2:-4-С в июне и августе, -1-С в июле). В летние месяцы продолжают дуть ветры северных румбов, сильные ветры редки. В эти же месяцы отмечается максимум абсолютной влажности. На летний период приходится также максимум осадков (150-200 мм).
Осенью температура воздуха резко понижается. В это время начинают дуть сильные ветры южных румбов; средняя скорость ветра увеличивается до 4.5 м/с, а максимальная превышает 20 м/с. Средняя температура сентября в предгорьях положительная (6.4-С), а в октябре она держится около нуля. На вершинах гор в начале сентября уже может лечь первый зимний снег.
Облачность увеличивается от сентября к октябрю. Соответственно уменьшается число ясных дней. Увеличивается количество дней с туманами.

Реки и озера

Горные реки зарождаются близ горных вершин и получают питание от тающих круглое лето снегов. Эти реки очень бурны и порожисты. Вода в них почти не содержит органических веществ, она прозрачна, холодна и отличается голубовато-зеленым цветом. Большинство горных ручьев зимой промерзает до дна. Все горные реки отличаются очень бурным вскрытием, а в периоды дождей они быстро выходят из берегов. Некоторые реки, выйдя из гор, приобретают характер равнинных, текущих по заболоченным низинам. Они образуют сложное чередование плесов и озер, соединенных быстрыми протоками. Протекая через обширные болотистые массивы, они принимают в себя воду, хорошо прогретую и богатую органическими веществами. Такие реки служат местом нереста многих рыб.

Ландшафт тундр Кольского полуострова

Район, прилегающий к озеру Имандра относится к ландшафту северной тайги. В растительном покрове выделяются четыре - пять разновысотных ярусов: древесный (несколько пологов), кустарничковый и мохово-лишайниковый. Древесный ярус представляют ель, сосна и береза, образующая чуть ли не половину древостоя. Обычная высота деревьев 8-12 метров. Широко распространена сибирская ель. Сосновые леса образованы сосной Фриза, отличающейся плотной мелкослоистой древесиной. Среди сухостоя издалека видны ее винтообразно скрученные стволы. Леса Хибин растут, обычно на ягельном, голубично-лишайниковом, сфагново-лишайниковом покровах.
Хибинские леса - ягодный край. От побережья озер до самых вершин распространены ягодные кустарнички: брусника, голубика, черника. В лесах встречаются также смородина и рябина, реже земляника. В конце лета и начале осени поверхность болот усыпана морошкой и клюквой. Леса и лесотундра необыкновенно богаты грибами. Первое место среди них занимают подосиновики, много также волнушек, сыроежек, подберезовиков, лисичек, маслят. Грибы в горах растут особенно густо вдоль звериных и пешеходных троп, по которым человек и животные переносят их споры.
На крупных горных массивах преобладают выходы скальных пород и обломочного материала, поэтому картина распределения растительности совершенно иная и подчиняется закону вертикальной поясности.
Верхний из эти поясов находится на вершинах гор и склонов и при первом взгляде кажется каменной пустыней. Однако, это не так. Каменные россыпи и выходы скальных пород почти сплошь покрыты накипью лишайников, образующих черные корочки и зеленовато-желтые пятна. В пространствах между камнями поселились светло-серые мхи. На глинисто-щебнистой поверхности мелкозема, образовавшейся при выветривании нефелиновых сиенитов, повсюду ярко желтеют цветы альпийского мака, горят фиолетово-розовые огоньки стелющейся камнеломки. В пределах горной тундры, преимущественно в понижениях вершинной поверхности, лежат пятна тундровых ягельников. Ниже встречаются стелющиеся кустарнички: вороника, брусника, толокнянка, карликовые рододендроны. Увлажненные участки склонов поросли карликовой березкой. Вблизи снежников поселилась травянистая ива, кисличник.
Граница леса на склонах гор лежит на высоте 300-450 метров. Местами с ней совпадает переходный пояс березового криволесья, шириной по вертикали от 20 до 60 метров. Деревья здесь сравнительно невысоки и отличаются довольно толстым изогнутым стволом и шаровидной кроной.

Подъезды и транспортная сеть

Транспортная сеть района привязана, в основном, к железной дороге Санкт-Петербург - Мурманск и к горнодобывающим предприятиям области. Пассажирские поезда останавливаются не только на крупных станциях (Апатиты, Оленегорск), но также и на всех маленьких, включая такие крошечные разъезды как Нефелиновые Пески и разъезд Рудный. Особенно удобно начинать походы со станций, расположенных на участке Апатиты - Имандра. Этот вариант позволит исключить дополнительные подъезды к началу маршрута.
С востока маршрут можно начинать из поселков Ревда и Ловозеро. В зависимости от построения маршрута здесь возможны подъезды по местным улучшенным и грунтовым дорогам, а также по рабочей железной дороге на 10 - 20 км в сторону рудников Карнасурта и Лопаритовый. Этой же железной дорогой можно воспользоваться и при подъезде с юга, через поселки Коашва и Юбилейный. Однако устойчивого расписания движения поездов по нашим данным не существует и группа должна иметь в запасе не менее суток на ожидание очередного рейса. С юга основной транспортной ниткой района является автотрасса Кировск - Коашва. По ней ежедневно совершается несколько автобусных рейсов в день в каждую сторону.
Помимо железной дороги подъезд с юга может быть осуществлен по лесовозным дорогам на грузовиках-вездеходах. Лесовозная дорога идет параллельно железной. Рассчитывать на такой подъезд мы не рекомендуем, так как регулярность рейсов лесовозов не поддается прогнозу из Москвы, да и стоимость такого подъезда будет в несколько раз выше.
В горах за последние 15 - 20 лет проложено огромное количество вездеходных, тракторных дорог, доступных для подъезда на колесных вездеходах. Дороги существуют практически в каждую более или менее значительную долину Хибин за исключением бассейна рек Гольцовая и ручья Меридиональный. По некоторым из них даже существует очень оживленное движение: 1 - 2 машины в час, что много для этого района и этих условий (дорога Кировск - база ПСС через перевал Кукисвум). Ловозерские тундры пока избежали "дорожных шрамов" на своем лице благодаря созданному здесь заказнику в бассейне Сейдозера.
В дополнение надо сказать, что билеты на рейсовые автобусы Оленегорск - Ловозеро приобретаются "с боем", причем их наличие не гарантирует вам посадку в автобус без драки. Аргумент местных жителей простой: вы тут наездом, а нам надо срочно и немедленно (на похороны и т. п.) Рекомендуем не ссориться и мирно делить оплаченные вами места с "зайцами".

Туристские возможности района

По нашему мнению в описываемом районе можно делать интересные походы первой - категории сложности, хотя официально максимальная категорийность местных маршрутов - третья. Дело в том, что походы третьей категории сложности выглядят здесь уже почти надуманными, с чрезмерным количеством "петель", проходов по соседним долинам в разные стороны. Теряется логичность и "идейность" маршрута, что связано прежде всего с компактностью района. Значительные удаления начальной и конечной точек маршрута для походов третьей и выше категорий сложности можно здесь найти только связавшись с длинными, неудобными и дорогими подъездами в отдаленные поселки типа Ловозеро. Суживает возможности длинных маршрутов также наличие значительного по площади Лапландского заповедника к западу от озера Имандра, официальное разрешение на посещение которого получить практически невозможно. Одной из главных особенностей района являются значительные относительные перепады высот между традиционными местами ночлегов и перевалами. Это повышает сложность прохождения маршрута. Например, за 12 дней активного перемещения мы набрали в общей сложности около 7400 м. высоты (вверх) и столько же - на спуске.
Экскурсионные и познавательные возможности района на наш взгляд очень интересные. Начнем с того, что мы рекомендуем совместить путешествие на Кольский полуостров с экскурсией в Петрозаводск и Кижи, а также в Мурманск. Непосредственно на маршруте имеются: краеведческий музей (музей саамской культуры) в поселке Ловозеро, единственный в мире Полярный Альпийский ботанический сад, краеведческий музей (музей "Первый домик Кировска") в городе Кукисвумчорр, минералогические музеи в Кировске и в Апатитах, Апатито-нефелиновые обогатительные фабрики и рудники АО "Апатит". Особенно интересной представляется экскурсия на служебном автобусе на вершину плато Расвумчорр к руднику Центральный со спуском через толщу горного массива в шахтной клети, проездом под землей на рабочем поезде к нижнему руднику и выход к городскому автобусу у подножия плато. Организовать такую экскурсию не очень сложно, все необходимые данные приведены в настоящем отчете. Мы почти полностью реализовали бы этот план, но нам помешали ремонтные работы на шахтной клети.
В районе имеется несколько классифицированных перевалов от 1А до 2А категории трудности. Это дает возможность приобрести необходимый опыт для того, чтобы пойти после Кольского полуострова в более сложные пешеходные походы. Необходимо только иметь ввиду, что сложность этих перевалов несколько меньше (до полукатегории) аналогичных перевалов других районов (например, Саян). Тем не менее, в последнее десятилетие, особенно в связи с распадом СССР, утерей традиционных районов путешествий по Кавказу, удорожанием стоимости проезда по железной дороге, начались пробные походы с применением настоящей горной техники. Уже пройдено и рекомендовано несколько горных спортивных маршрутов с перевалами 2А-2Б категории трудности по горной классификации. Обычно такими "перевалами" являются забитые обледеневшим фирном узкие и крутые расщелины в скальных обрывах крупнейших горных массивов Хибин. Использование этого опыта дает возможность не столько ходить в полноценные горные походы, сколько готовиться к ним в любое удобное время года с минимальными затратами средств и максимальным обеспечением безопасности (в смысле отсутствия здесь "горячих точек" как на Кавказе).

Составил: Шахнович В.И.