НЕАВИСИМАЯ ГАЗЕТА Опубликовано в "Независимой газете" от 01.09.2001

Оригинал: http://www.ng.ru/events/2001-09-01/1_footfall.html


Андрей Ваганов

ТЯЖКАЯ ПОСТУПЬ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРАМОТЕЕВ

В России началась четвертая за последние 15 лет
попытка реформировать отечественное образование

Новый, 2001/02 учебный год начался не совсем обычно. Не потому, конечно, что субботний день, на который в этом году выпало 1 сентября, фактически лишил школьников и учителей двух законных дней отдыха. Просто накануне, 29 августа, после специального заседания Госсовета нам громогласно заявили: наконец-то в России, впервые чуть ли не за 40 лет, приняты основные положения концепции реформирования образовательной системы. "Образование в России должно быть государственным и бесплатным - это основа государственной политики", - подчеркнул президент РФ Владимир Путин на упомянутом заседании.

А сейчас оно какое, пусть хотя бы де-юре, по Конституции? Вроде бы как раз государственное и бесплатное. Тогда в чем заключается реформа образования (или, как аккуратно выражаются в последнее время чиновники из Минобразования РФ, "модернизация образования")? К тому же, если быть уж до конца точным, то только за последние 15 лет - это четвертая попытка реформирования отечественной системы образования. В чем же особенности нынешней?

Одна из главных - в том, что под нее подведен вроде бы не идеологический, а чисто естественно-научный, точнее, демографический, базис. В 2000 г. только в средних (полных) общеобразовательных школах России учились без малого 18 млн. человек. Через 8 лет число детей, которые пойдут в школу в России, сократится на 5 млн. и составит 15 млн. "Спад налицо, но им надо воспользоваться, чтобы отработать новое содержание 12-летнего школьного образования без затрат", - уверен министр образования РФ Владимир Филиппов. По оценкам экспертов ООН (доклад "О развитии человеческого потенциала в РФ за 2000 год"), в 2004 г. в 1-й класс придут на 46-48% меньше детей по сравнению с 1997 г. В 2009-2010 гг. количество школьников стабилизируется и составит около 65% от численности учащихся в 1997 г., то есть уменьшится более чем на треть - с 21,9 до 14,2 млн. человек. "Это потребует серьезного реструктурирования сети школ", - заключают авторы ооновского доклада. Впрочем, не только этого.

Модернизаторы российского образования решили играть по-крупному - подвергнуть тотальной санации (если не сказать, стерилизации) всю структуру отечественного образования вообще - от начальной школы до высшего образования. Основные задачи формулируются так:

"повысить качество образования, обеспечив подрастающему поколению современный уровень функциональной грамотности; 

повысить доступность качественного образования; 

повысить эффективность образовательной системы в целом и каждого учебного заведения в частности".

Обеспечивать "функциональную грамотность" будут, в частности, за счет сокращения часов на преподавание математики, физики, биологии, химии. Уже прозвучали предложения вместо всей этой "абракадабры" ввести один предмет - "естествознание". По мнению министра Филиппова, это оправдано тем, что "только 50% выпускников российских школ усваивают весь материал по дисциплинам естественно-научного цикла. К девятому классу около 25% детей формируются как ярко выраженные гуманитарии... Вдумайтесь, - восклицает министр, - 50% из 20 миллионов школьников не усваивают школьной программы! Сколько затрат на печатание учебников, ненужных усилий учителей, учеников и их родителей!". Вдумаемся.

Во-первых, как заметил однажды Владимир Набоков (вот уж "ярко выраженный гуманитарий", что не помешало ему быть незаурядным биологом), "умение починить кофемолку, это еще не наука". Во-вторых, 50% - это отнюдь не так уж и катастрофично, как кажется министру. Мало того, это значительно лучше, чем, например, тот же показатель в США, где вполне ощутимый процент "грамотных функционалов" с трудом могут прочитать печатный текст и расписаться. Кстати, еще в 1983 г. палата представителей конгресса США большинством голосов (348 против 54) приняла закон "О чрезвычайном положении в преподавании математики и естественных наук". В соответствии с этим законодательным актом для улучшения положения в данных областях выделялось 425 млн. долл. в год. Понятно, что у Владимира Филиппова таких долларов нет. Так, может быть, в этом случае надо лечить причину - то бишь российскую экономику, а не "залечивать" ни в чем не повинное образование?

Как нам сообщил член исполкома Международной комиссии по математическому образованию (ES ICMI) Игорь Шарыгин, в рейтинге Международного математического союза по уровню развития математической науки и математического образования Россия входит в высшую - 5-ю группу. И еще одно "кстати": по министерской же официальной статистике, из 27 245 человек, сдававших в этом году единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике, неуд. (2 балла) получили только 8% учащихся, удовл. (3 балла) - 50%, хор. (4 балла) - 37% и 5% сдали на "отлично".

Теперь по поводу "доступности качественного образования". Собственно, это главная дымовая завеса модернизаторов. Под ее прикрытием и вводится "в порядке эксперимента" это самое ЕГЭ; ради этого, несмотря на аргументированную критику Союза ректоров России, внедряется тотальное тестирование вместо полноценных экзаменов.

Зачет результатов ЕГЭ при поступлении в вуз, по существу, означает переход на принцип "конкурсности обучения" вместо принципа "конкурсности зачисления", что призвано обеспечить поступление в вузы возможно большего числа студентов. Вот она, казалось бы, социальная справедливость! Но ректоры уже сейчас открыто говорят, что найдут тысячу способов законно отчислить не устраивающих вуз студентов после первого же семестра обучения. Об этом же говорит и опыт США: там - 50-процентный отсев обучающихся в высшей школе в течение всего периода обучения. Интересно, что в 1999/2000 учебном году в России без всяких ЕГЭ из 1330 тыс. человек, окончивших 11-й класс, в вузы (включая негосударственные) поступили 1200 тыс. человек!

Нам говорят, что Россия - одна из 10 или 15 стран, в которой еще не перешли на систему ЕГЭ. Но вот другие данные. Например, в Японии есть единый экзамен, по результатам которого вузы принимают документы… После чего каждый вуз проводит уже свой вступительный экзамен. Как видим, единый экзамен в Японии имеет совсем иное предназначение, чем российское ЕГЭ, который (которое) пытаются ввести у нас. "Несколько лет тому назад в Японии стали использовать тестовую форму единого экзамена. По мнению некоторых ведущих специалистов, это стало причиной снижения уровня подготовки студентов, и теперь в Японии переходят к старым традиционным формам экзамена", - сообщил корреспонденту "НГ" Игорь Шарыгин.

И наконец, что касается требования "повысить эффективность образовательной системы в целом и каждого учебного заведения в частности". Тут все просто: что такое "эффективность образовательной системы" - вообще неизвестно. Хотя, нет, ошибаюсь - известно: уже 50% российских математиков уехали за рубеж, а 65% опрошенных студентов, ведущих научную работу, стремятся продолжить научную карьеру за рубежом…

Не случайно все-таки Госсовет попридержал немного прыть модернизаторов: отложено введение 12-летнего образования, остальные "улучшения" системы образования решено сначала опробовать на регионах-добровольцах экспериментально. Но это, честно говоря, утешение слабое...

"Вопрос. Вы не боитесь, что вас назовут человеком, развалившим отечественное образование.

Ответ. Во-первых, без эксперимента развалить образование невозможно. Надо экспериментировать много лет, чтобы потом принять решение".

(Из интервью министра образования РФ В. Филиппова "Российской газете" 20.02.01)

 



VIVOS VOCO
Август 2001