2012-13. 9в. Текстовые редакторы
Обзор текстовых редакторов
Запуск текстовых редакторов, открытие файла в Dos-кодировке:
- Multi-edit (ME). Запуск командой mer. Кодировка по умолчанию - DOS. Переключение на русский язык в нем - два Shift'а одновременно.
- Ultra Edit. Запуск иконкой на рабочем столе или в Total Commander'е. Открыть файл в кодировке DOS. Дальше выполнить два действия: File-Conversions-OEM to ASCII, View-Set Font-в пункте "Набор символов" (charset) выбрать "Кириллица" (Cyrillic)
- Quickpad. Запуск иконкой в Total Commander. Смена кодировки - в меню View или кнопочкой в toolbar'е.
- Notepad2. Запуск кнопкой F4 в Total Commander. Смена кодировки - File-Encoding-Recode-OEM(866)
- Lister. Запуск кнопкой F3 в Total Commander. Смена кодировки - в меню Options.
- Встроенный просмотрщик и встроенный редактор оболочки far. Запуск far иконкой
на рабочем столе или командой far. Запуск просмотрщика - F3, редактора - F4. Смена кодировки - F8.
- WinEdt*. Запуск иконкой с рабочего стола.
- Microsoft Word**. Word7 запускается иконкой с рабочего стола или из Total Commander. На некоторых компьютерах есть Word 2003.
- S-Writer**. Запуск иконкой с рабочего стола.
Библиотека текстов есть на диске P: в каталоге !Texty (название директории начинается с восклицательного знака, чтобы она оказывалась в начале списка директорий).
Часть 0. Не все так просто в этой жизни :-)
Задания в Multi Edit:
- Откройте в Multi Edit последовательно (не выходя из ME) три файла:
- описание, как добраться от метро до школы
- стихотворение И.А.Бродского "Песня крысолова, слова детей"
- повесть Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"
- Напечатайте свое имя 1543 раза
- Чем отличаются File-Open, File-Load, Window-Open?
Часть 1. Работа с блоками
Задания:
- Когда пользуются режимом вставки, а когда - режимом замены.
- Исследовать меню, касающееся работы с блоками в ME. Уметь объяснить каждый пункт и каждую галочку в нем. Подумайте про каждую возможность - в каких ситуациях ее удобно (или необходимо) использовать.
- Посмотреть другие редакторы и работу с блоками в них.
- *Что есть буфер в других редакторах? Такой же он, как в ME?
- Как выделить блок, не пользуясь мышкой?
- В каких редакторах поддерживаются прямоугольные блоки?
- Подсказка к предыдущей задаче: в Word есть. Найдите, как это делать.
- Подумайте, зачем могут быть нужны прямоугольные блоки?
Часть 2. Работа с несколькими текстами одновременно
Ответьте на следующие вопросы по Multi Edit, и, если успеете, еще какому-нибудь редактору:
- 1. Позволяет ли редактор отрыть несколько текстов одновременно? Если да,
то какие способы переключения между открытыми окнами существуют?
- 2. Есть ли возможность скопировать фрагмент текста из одного файла
в другой? Каким образом? Если есть разные варианты, опишите два из них.
- 3. Есть ли возможность увидеть список всех открытых файлов?
- 4. Как в открытом тексте переместиться сразу в его конец?
Ответьте на следующие вопросы по редактору Multi Edit:
- 5. Куда "прячет" окно команда Hide? Как и где после этого можно увидеть это окно?
- 6. Что такое "связанные" окна (window-link)? Зачем они могут использоваться? В каких других редакторах есть аналогичная возможность?
- 7*. Можно ли отменить совершенную операцию? Сколько последних операций можно отменить?
Часть 3. Поиск и замена
- Скачайте одну из предложенных версий файла (это реальный одного из классов,
взятый со школьного сайта):
- С этим файлом выполните указанные ниже преобразования.
Естественно, что каждое преобразование должно быть выполнено не вручную (представьте, что у вас список не только вашего класса, а всей школы)
- Сосчитайте, сколько раз в нем встречается слог "ан".
- В предыдущем пункте посчитали ли вы "ан" в слове "Антон" (когда он написан с большой буквы)?
Если да - научитесь считать только "ан" внутри слова, если нет - научитесь считать и те, и другие.
- Удалите все пустые строки
- Сделайте так, чтобы фамилии шли в строчку, через запятую
Часть 4. Поиск и замена - 2.
- В Multi edit откройте любой разумный текст. Посчитайте количество символов ? в нем (естественно, не вручную, а с помощью поиска).
- В Word: в файле 0205-3.doc удалите все символы ^, идущие в конце строк, а идущие внутри строк при этом должны остаться
- В Word: удалите все пустые строки в этом файле: 0212-1.doc
- Посмотреть поиск по многим файлам в Multi-edit. Уметь выполнить, например, такое задание: найти озвученное стихотворение
- В файле из предыдущего раздела (со списком класса) переставьте фамили и имена так, чтобы шло сначала имя, а затем фамилия (т.е. Павел Бондарь, Антон Галеев и т.д.)
Часть 5. Форматирование абзацев.
- В Word уметь рассказывать все про Format-Paragraph
- Изучить форматирование Multi-Edit. Что такое абзац?
Открыть произвольный текст,
и отформатировать его с шириной абзаца 30 символов, так, чтобы в начале каждого абзаца
стояла красная строка (отступ).
- Чем в Word отличается нажатие Enter (начало нового абзаца) и
Insert-Breaks-Continuous (или Вставка-Разрыв-Разрыв строки)
- Изучить все остальные "разрывы" (Insert-Breaks, Вставка-Разрыв)