Средняя общеобразовательная школа N43 основана в сентябре 1975 года. Годы работы дают возможность сделать некоторые выводы из деятельности педагогического коллектива и обосновать выбор новой модели обучения.
Стабильный состав педагогов школы характеризуется высоким уровнем педагогической квалификации многих учителей, интеллигентностью коллектива в целом.
Учителями накоплен богатый опыт обучения и воспитания детей, дающий возможность обеспечивать необходимую общеобразовательную подготовку и нравственное развитие школьников, в том числе в специализированных классах.
Подавляющее число учащихся школы оказывается конкурентоспособным на олимпиадах разного уровня по различным учебным дисциплинам, при поступлении в высшие учебные заведения, переходе в другие школы.
Однако уровень общеобразовательной подготовки можно поднять еще выше, перейдя на другие, более сложные, модели обучения, что обусловлено высокой, как указывалось выше, подготовкой многих учителей, потенциальными возможностями основной массы учащихся. Таким образом, коллектив внутренне готов перейти на другой, более высокий уровень образования..
Школа дорожит сложившимися в ней многолетними традициями, сыгравшими немалую роль в нравственном воспитании детей. Среди них следует назвать общешкольные праздники культуры, которыми завершается каждый учебный год, ярмарки дружбы и т.п. Много лет коллектив школы поддерживает тесные связи с ветеранами 5-й Ударной Армии. В школе создан богатый материалами музей, в котором отражен военный и трудовой подвиг героев этого формирования.
В силу всего сказанного, школа готова перейти в новый статус образования и в качестве такого статуса определяет для себя статус гимназии. При этом школа руководствуется тем, что гимназия дает возможность педагогическому коллективу проследить интеллектуальный и духовный рост ребенка, начиная с раннего школьного возраста, коррегировать этот рост, помогая ребенку в становлении его личности, а этому в свою очередь будет способствовать опыт работы учителей с детьми разного возраста. Таким образом, работа учителей в рамках гимназии в условиях иного, повышенного содержания образования будет способствовать более полной реализации их профессионального потенциала, чем это было раньше, в большей степени будет соответствовать их профессиональному интересу и поднимет эффективность всего учебновоспитательного процесса.
Гимназия, как определенный тип общеобразовательного учебного заведения рассматривается чаще всего, как школа ддя обучения и воспитания одаренных детей. Безусловно, это одна из важных функций гимназии. Наряду с этим, мы рассматриваем гимназию как школу, деятельность которой адресована главным образом детям, для которых приобщение к знаниям является не скучной обязанностью, а органической потребностью, удовлетворение которой приносит ребенку радость.
В образовательной системе гимназии два начала являются определяющими:
1) В основе обучения детей лежат многовариативные модели развивающего обучения, целью которых является обеспечение высокого уровня мыслительной деятельности учащихся;
2) Обучение детей в гимназии независимо от выбранного профиля осуществляется на гуманитарной основе, дающей возможность воспитывать детей не только знаниями, но и разносторонней культурой.
Именно такие дети, получив по окончании гимназии высшее образованне, имея сильную гуманитарную подготовку могут пополнить в будущем ряды интеллигенции. В этом смысле гимназия выполняет важную роль в формировании интеллектуального потенциала общества.
Реализовать эту задачу гимназия сможет, лишь создав условия для саморазвития и самообразования каждого ученика, формирования у него гуманистического мировоззрения, высокой нравственной, эстетической и физической культуры, культуры достоинства.
Идея гуманизации и гуманитаризации образования в гимназии, нашей ориентации на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.
В этой основополагающей идее мы исходим из следующего.
Человечество сегодня стоит перед необходимостью глубокого преобразования всех сфер общественной жизни. Развивающаяся научно-техническая революция, приумножая возможности человека в освоении планет и космоса, в создании материальных благ, несет в себе опасность многих негативных явлений, связанных с усилением технократизма и бездуховности, с нестабильностью жизни, разрушением привычных устоев и нравственных ориентиров, что может породить реальный гуманистический кризис человечества.
В нашем обществе в настоящее время нет критической массы гуманизма. Дефицит его особенно губителен для наименее приспособленной части общества --- детей, подростков, юношества.
Выход из этого кризиса лежит на путях изменения отношения к отдельному человеку и изменения самого человека, повышения его роли и личной ответственности за судьбу страны, за судьбу цивилизации.
В этом состоит необходимость и актуальность гуманистического воспитания.
Такое воспитание, с нашей точки зрения, --- целенаправленное управление не ребенком, а процессом его развития. Способность же к развитию, как известно, --- важнейшее свойство человека. Оно не завершается в каком-либо возрасте, ибо принципиально незавершимо и имеет свои особенности на каждом этапе жизни.
Гуманистическое воспитание мы видим не в прямым воздействии на ребенка, а во взаимодействии с ним конкретных людей, их микрогрупп и коллективов. Это диалог, в котором участвуют конкретные личности.
Разумеется, воспитательная эффективность такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог, как мы его должны понимать, --- это взаимодействие "на равных", в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам.
Исходя из этого, важнейшую для себя задачу гуманистического воспитания гимназия видит в формировании у детей общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, культивировании интеллигентности как высокой меры воспитанности.
Гуманистическое воспитание возможно лишь в том случае, если педагоги гимназии будут решать все основные вопросы обучения и воспитания с учетом потребностей и интересов самих детей, а не только на основе их интерпретации самими учителями; если каждый учитель будет строить свои взаимоотношения с детьми не столько характером (отсюда --- раздражение учителя, нервозность, строптивость, нетерпимость к любым возражениям ученика, что встречается не так редко), сколько умом и сердцем; если каждый учитель будет стремиться понять ребенка, войти в его внутренний, в чем-то неповторимый мир, осознавая при этом, что такое понимание является основой социальной и нравственной защиты ребенка. Речь идет лишь о стремлении учителя понять ребенка, что уже само по себе важно, ибо как говорила М.Монтессори, "единственный, кто понимает ребенка, есть другой ребенок".
Исключительно важное значение приобретает в этой связи для гимназии гуманитаризация образования как приоритет знаний о человеке перед другими знаниями, усиление роли гуманитарных дисциплин: литературы, истории, обществоведческих и культуроведчеоких курсов, языков, искусства. Доля их как основной культурообразующей в общей системе гимназического образования, уровень преподавания и обучения должны быть особенно высоки.
Мы не можем забывать, что человек --- это открытая система. Он имеет два вектора развития: как в сторону добра, так и в сторону зла. И только культура и религия способны вывести человека к добру.
Вот почему для нас обретение личности --- это всегда обретение культуры: культуры прошлого, культурных традиций, культуры переживания: страдания и наслаждения --- культуры общения, культуры достоинства.
Поэтому для гимназии так важно независимо от профиля обучения дать ученику такую гуманитарную подготовку, которая бы обеспечила такое обретение культуры.
Важно подчеркнуть при этом роль изучения гимназистами на выбор двух иностранных языков (английского, французского, немецкого), а также латинского языка. Их роль важна как с образовательной, так и с воспитательной точек зрения. Знание языка облегчает возможность приобщения человека к духовной культуре другого народа и тем самым обогащает собственную культуру.
В идее демократизации мы исходим из того, что старые, сложившиеся годами авторитарные методы работы с детьми себя исчерпали. Более того, практика нашей работы убедительно показала, что методы давления на ребенка, которые используют отдельные учителя в своей учебно-воспитательной деятельности, себя не оправдывают, поскольку, кроме простого часто формального послушания, ничего другого не дают. Такие методы, как правило, всегда связаны с узостью взгляда на ученика как на простой объект воспитания. Но, сужая взгляд на ребенка, учитель тем самым невольно сужает себя и многое в работе с детьми утрачивается.
Одними организационными преобразованиями (созданием, к примеру различных органов самоуправления) демократизма в школе создать невозможно, если взрослые люди сами не являются демократами. Быть подлинным педагогом-демократом нелегко. Демократизм --- это состояние ума и души.
Демократизм мы понимаем следующим образом. Демократизм начинается с доверия. Демократически настроенный учитель доверяет ребенку больше, чем себе, больше, чем написанным правилам. Демократизм начинается с отказа от подозрений. Демократизм всегда предполагает право ребенка на ошибку. Это право всегда связано с риском. Самостоятельность --- связана с риском. Незнание --- связано с риском. Доверие и искренность --- связаны с риском. Свобода ребенка ---- тоже связана с риском. Признать суверенитет ребенка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг. И только учитель, способный понять все это, постоянно готовый идти на риск, доверяющий ребенку --- демократ. Таким демократом и должен быть учитель гимназии. Разумеется, им может быть только широко образованный гуманист-интеллигент, убежденный друг молодежи, настоящий профессионал, человек с мышлением, соориентированным на человека и прежде всего на ребенка как на высшую ценность, уникальную человеческую личность.
Для ребенка демократизм --- это ощущение внутренней свободы, независимости, личного достоинства и отсутствия насилия над собой. Воспитание детей в таком духе требует, чтобы гимназия строилась как подлинно демократическая община, способная к самоуправлению и саморегуляции.
Вместе с тем, демократизм не является синонимом вседозволенности. Свобода ребенка, его независимость не противоречат безусловному подчинению его тем требованиям и порядкам, которые установлены в коллективе. В духе такого подчинения учитель должен воспитывать в первую очередь себя, а затем детей.
Внутренняя свобода ребенка, с нашей точки зрения, предполагает также возможность удовлетворения им своих потребностей, возможность выбора, самоопределения.
В возможности выбора, в удовлетворенности своих потребностей мы видим залог предоставления каждому ученику одинаково высокого шанса в достижении высот культуры, максимального развития детей с разным характером способностей.
В рамках гимназии вышеобозначенная идея реализуется в 8-11 классах тремя профилями обучения соответственно в трех отделениях гимназии: гуманитарном, физико-математическом, естественнонаучном. С общим для всех отделений обязательным учебным компонентом, дающим возможность каждому ученику независимо от профиля обучения получать достаточно высокую общеобразовательную подготовку с увеличением при этом на каждом отделении (в некоторых случаях резко) объема учебного времени на изучение профилирующих учебных дисциплин.
Вместе с тем учащимся гимназии (8-11 классы) в соответствии с учебным планом должны быть предоставлены широкие возможности занять по выбору (необязательный компонент) в виде дополнительного набора учебных дисциплин. Набор таких дисциплин должен быть достаточно богат и разнообразен. Учебные программы таких дисциплин могут реализовываться через факультативные и кружковые занятия, специальные курсы, направленные на углубление основных, предметные секции, студии и т.п.
При этом гимназия ни в коем случае не должна впасть в узкую специализацию. Это очень большая опасность, которая ей может грозить. Она должна дать каждому выпускнику гармоничное образование, характеризующееся его полнотой и всесторонностью, когда одно знание как бы дополняет другое, часто вытекая из него, обеспечивая тем самым ту целостную философско-мировоззренческую подготовку, которая может помочь ему в определении смысла жизни, формировании самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и в самоосуществлении.
Идея вариативности и свободы выбора предусматривает и такие формы образования, как обучение по индивидуальному учебному плану, который может составляться учителем вместе с учеником, индивидуальные и групповые учебные консультации, возможность свободного посещения учебных занятий, сдача отдельных учебных дисциплин экстерном, индивидуальную работу ученика с научным руководителем по выбранной научной тематике.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.
Одна из важнейших функций гимназии --- создание условий для максимального развития интеллектуальных способностей ребенка на основе развивающего его обучения.
Идея развивающего обучения, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы не только давать детям знания, но учить их добывать знания самостоятельно, учить мыслить не репродуктивно, а творчески, не эмпирически, а теоретически, воспитывать в учащихся познавательную потребность. Результатом такого подхода должно стать более эффективное развитие умственных способностей учащихся гимназии, а, следовательно, увеличение в ходе учебной деятельности числа детей, способных легко овладевать новыми знаниями.
Важнейшая роль при этом должна принадлежать начальному образованию, задачи которого до последнего времени сводились не столько к развитию у ребенка мышления, сколько памяти, не столько к формированию творческих способностей ученика, сколько к овладению им приемами определенных умственных действий. Основой начального образования должна стать ориентация на развитие у детей 7-10 лет средств и способов мышления, обеспечивающих постановку и решение самых различных конкретно-практических задач. Такое обучение требует наряду с фронтальными формами работы с детьми широкое применение на учебных занятиях разного вида групповых и индивидуальных форм работы, организацию учебной работы с использованием знаково-символических и модельных средств.
Однако было бы ошибкой считать, что наша функция сводится к наполнению учеников лишь сведениями утилитарного характера. Забегая несколько вперед, в более старшие классы, скажем, что прагматическая направленность обучения, лишенная стержневого мотива жизни --- искания смысла жизни и сущности высшего предназначения человека --- может привести не просто к разрыву между прагматическим знанием и знанием нравственно-духовным, но к пренебрежению облагораживающими знаниями.
Новый взгляд на начальное образование требует перестройки психологии учителя начальных классов. Он должен быть для детей в их учебной деятельности не только наставником, но старшим партнером в работе, --- без этого его взаимодействие с детьми невозможно и, следовательно, невозможно обучение, которое мы называем развивающим.
Задача среднего звена (5-7 классы) состоит не только в дальнейшем интеллектуальном и нравственном развитии детей, но в раскрытии их индивидуальных способностей, направленности познавательных интересов, педагогической помощи в выборе ими профиля последующего образования.
Учебная деятельность учащегося в 8-11 классах (собственно гимназия) отроится на основе развивающего обучения более высокого уровня.
Здесь важно отметить следующее.
В связи с существованием в обществе информационных технологий происходит быстрое старение информации, которая при этом становится непригодной ддя употребления. Кроме того, у любой школы, берущей на себя функцию поставщика информации, существуют мощные конкуренты: телевидение и радиовещание, --- т.е. системы, специализированные на доставке информации. По критериям новизны, доступности, привлекательности информации мы не способны выдержать этой конкуренции. Это означает, что информационная функция на учебных занятиях не должна быть превалирующей и основной. Признание информации в качестве основного содержания учебных занятий является реализацией их экстенсивных форм и методов. Содержание образования --- лишь первая буква алфавита успеха.
Наша задача состоит вовсе не в том, чтобы накапливать знания, которые являются основой информации, в голове ученика, а помочь ему выработать технику мышления и универсальные способы деятельности по получению и употреблению знаний. Знания, таким образом, не выбрасываются из содержания образования, а становятся предметом длительной и целенаправленной работы учащихся по экспериментированию о ними, направленной на анализ условий их происхождения, на определение приемов их употребления. Гораздо важнее (как для учащихся, так, впрочем, и для учителя) то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание, приходя к ребенку, когда он понимает, как он понял. И ему интересно понимать. Это мы должны отнести ко всем классам, в том числе к старшим, ибо в последние годы в работе учителей старших классов наметилась определенная тенденция усиления содержательной стороны урока, часто в ущерб обучающей и развивающей. На усиление обучающей и развивающей функций урока должна уходить, в частности, большая часть дополнительных часов, отпущенных на изучение профилирующих предметов в 8-11 классах. Это требует определенной перестройки работы учителя. Урок как монолог учителя должен уступить место уроку-диалогу, уроку-дискуссии. Коммуникативно-диалоговый поиск --- вот главная примета урока в гимназии. Разумеется, все сказанное не исключает лекционной формы работы в старшем звене, но в сочетании с такими учебными занятиями, где такая поисковая деятельность имеет место.
Идея сотрудничества коллективу гимназии особенно близка. Многие традиции, сложившиеся годами, являются доказательством ее развития. Эти традиции относятся, главным образом, к внеучебной сфере, деятельности коллектива. Этому способствует формирующаяся в последние годы воспитательная система, стержнем которой является "погружение" учащихся в искусство, воспитание их культурой. Воспитательный потенциал гимназии и дальше должен расти за счет развития этой системы.
Значительно слабее идея сотрудничества взрослых и детей просматривается в учебном процессе. Между тем, возможности такого сотрудничества достаточно богаты. Это и совместное планирование учебного материала по многим предметам, и выбор методов ведения урока вместе с детьми, и выбор с учеником индивидуальных форм работы, и многое другое.
Задача коллектива состоит в том, чтобы реализовать возможности творческого сотрудничества в полной мере.
При этом, однако, мы должны помнить, что сотворчество невозможно без психологического контакта между учителем и учеником. В основе такого контакта лежат разные отношения: симпатия, признательность, уважение и, что особенно важно, доверие. Доверие определяет степень открытости ученика к суждениям и оценкам учителя, готовность принять их без существенной критической оценки. Доверие ученика вырастает из убежденности в наличии у учителя определенных достоинств, уверенности в том, что он действует компетентно и правильно, не подведет в трудной ситуации, проявит искренность и добрую волю.
Содержанию работы гимназии, как любому живому организму, должно быть присуще состояние постоянного обновления, главным действующим лицом которого является учитель.
Важным качеством работы учителя гимназии является способность к преодолению отживших штампов и стереотипов, умение найти нетрадиционные педагогические технологии, принять на себя ответственность за педагогическое новаторство при бережном отношении к отечественному и мировому педагогическому опыту. Труд педагога гимназии все более должен включать в себя элементы исследования; он должен испытывать постоянную потребность в научном осмыслении педагогической реальности. И помочь ему в этом может, в первую очередь, опора на науку. Педагог гимназии --- это профессионал, способный просчитать варианты педагогического действия, прогнозировать возможные его результаты, владеющий приемами анализа и самоконтроля. Только такой учитель может осуществить творческий подход к своей деятельности. Без такого учителя, находящегося в непрерывном поиске, совершенствование педагогического процесса в гимназии невозможно.
Учитель гимназии должен проявлять интерес и быть внутренне готовым к научно-исследовательской, научно-методической и опытно-экспери- ментальной работе, дающей ему возможность реализовать свой творческий потенциал, а руководство гимназии должно создавать максимальные условия для такой работы.
Для нас ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. В этой идеальной модели человека все совершенно.
Однако мы понимаем, что условий для формирования реального человека, соответствующего такой модели, нет.
Мы смотрим на нашего будущего выпускника прежде всего как на целостную личность с его духовностью, универсальностью, творческим началом. Это человек гуманистического взгляда на мир. В нем несомненно должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное.
Вместе с тем, его интеллектуальное, духовное богатство должно органически сочетаться с высоким уровнем нравственного развития, а внутренняя свобода давать право поступать и говорить так, как он считает нужным, неся при этом нравственную, ни с кем не разделенную ответственность. В этом мы видим проявление в наших воспитанниках развитого чувства собственного достоинства.
Таким нам представляется в своих определяющих чертах наш будущий выпускник.