Река Куна вытекает из оз.Гольцовое и, огибая Хибинский массив с севера, впадает в оз.Имандра в районе ж/д станции
Рудный. Всего сплава с озерными участками около 18 км. Мы начали свой маршрут в районе с/п "Тирвас" и по горной дороге,
двумя группами добрались до оз.Гольцовое. Первая группа (те кто в отпуске или не учиться) вышла раньше и на ее долю выпало
доставить на место средство сплава. Надо заметить, что этот маршрут мы ходили и на ПСН-15 и на ПСН-10. Оба плота специальным
образом подготовлены, не имееют верхних дуг и палаток. Но при этом вес ПСН-15 30 с лишним кг и наши первопроходимцы
порядком вымотались, прежде чем добрались до песчаных берегов озера. Вторую группу первая опередила на час с небольшим.
Дорога через перевал в долину Кукисвум была перекрыта во многих местах ледниками, которые через неделю, пробивали
бульдозером. Вся дорога, от "Тирваса" до берега озера, заняла у нас 5 часов.
Накачались быстро. Шурик испытал свежеприготовленный спасжилет и остался доволен результатами испытаний.
Так как дело было уже под вечер, решили пересечь озеро Гольцовое и встать на стоянку
у истоков реки. Поплыли через озеро. По дороге решили, что раз плот имеет симметричные очертания, то разворот на 180 и
боковые смещения выполнять не плотом, а разворачиваясь самим.
Проверили - получилось.
Первая стоянка показалась на правом берегу, хороший такой мысок, весь залитый солнцем, с готовым кострищем (рыбацким)
и прекрасным видом на озеро и реку. Одна проблема - перед ней надо было пройти очень мелкую шиверу. С грехом пополам,
цепляя днищем камни, проскреблись таки до берега высадились и начали стоять.
Стояли в этот вечер просто отлично.
Утром, прогулявшись метров на сто ниже по течению, обнаружили прекрасную заводь (типа воронки от снаряда) точно по
размерам ПСНа. Перетащили плот, загрузили его в заводи. Наконец начался сплав.
На плоту было шесть человек: четверо
гребцов, один впередсмотрящий и один отдыхающий на корме. Гребцы на озерах сидели на бортах, на порогах стояли на коленях
на дне, благо пол толстый и в этот раз коленом об камень никто не стукнулся (про следующий сплав того же не скажу,
хотя и наколенники были). Пороги на реке Куна являются таковыми только в большую воду. В остальное время это шиверы
и шкуродеры. Озера на реке соединяются короткими протоками, в которых и происходит все самое-самое. Река идется
без просмотров. На озерах возможны блуждания, так что лучше пользоваться картой и компасом. Встречаются мели, но
в целом никаких проблем. Погода стояла отличная, купались и загорали на каждом озере (не то что во второй раз).
Встречается разнообразная живность: утки, лебеди, что-то водоплавающее постоянно шныряет по берегам, одним словом -
жизнь кипит.
Самое интересное место на реке, по общему мнению, - после оз.Травяное. Этот участок состоит
из трех достаточно коротких этапов, крутизна которых нарастает и достигает своего пика на последнем. Там же и
самый серьезный слив на всей реке. Про это место расскажу подробнее, так как там произошло событие, вошедшее в легендарный
фонд Клуба, которым иногда пугают новичков. На слив мы вышли точно по центру, хотя перед ним я получил по лицу ветками,
низко нависающими над рекой с правого берега, и секунду восстанавливал потерянную ориентацию. Плот ухнул вниз и воткнулся
носом во встречный вал. Надо заметить, элементов жесткости на нашем плоту не было и его корма, продолжая двигаться
вперед, сработала как катапульта. Я уже упоминал, что на корме сидел отдыхающий (Андрюша). Он курил папиросу и к такому
повороту событий готов явно не был. Короче, он летит на середину плота, а середина в этот момент уже взбирается на вал
и не успел он полежать на ней и отдохнуть, как срабатывает вторая катапульта и Андрюша снова в воздухе. Плот из под него
уплывает вперед, а Андрюша падает туда, где только-что должна была находиться корма. Вобщем, вынырнул он уже без
папиросы и шапочки, которую я еще успел проводить взглядом. Схватился за леер и вскарабкался в плот. Все вышерассказанное
произошло за секунду или две, но этой заминки хватило, чтобы на выходе мы воткнулись точно серединой плота в одиноко
стоящий камень. На этом приключения дня в целом закончились. На озеро выплыли уже под вечер,
добрались до противоположного берега и встали на стоянку. Погода была как всегда великолепена. Народ реализовал наконец
мечту о рыбной ловле и даже что-то поймал. "Обрыбил" плот так сказать.
Утро нового дня было такое же как и все предыдущие - замечательное. Поплыли к ж/д мосту, который пересекает реку
недалеко от ее устья.
Буераки круче наверное встречаются только в джунглях. Похоже, река когда-то использовалась для
сплава леса, так что протока от оз. Куна до устья забита полузатопленными стволами. Хорошо вода была теплая, и мы местами
вылезали и плот сплавлялся на нас. Добрались до моста, начали сушиться и отправили гонцов на станцию Рудный уточнить,
когда там останавливается поезд (очень правильно сделали!). Выяснилось, что поезд там не останавливается никогда с
лета этого года (закрыли станцию). Собрали шмотки и потопали тихонько по лесной дороге до станции Имандра. Вот тут
и я вкусил прелести транспортировки ПСН-15. Добрались нормально.
В общем, замечательно провели время. Маршрут стал традиционным, тем более, что на ПСН-10 мы вчетвером его делаем за один
день (около 50км всего). При этом сплав заканчиваем на оз.Куна, километр идем по лесу по компасу и карте до лесной
дороги и там еще 7 до ст.Имандра. Привет всем водоплавающим и стопоходящим!