Журнал «Человек»
№1, 2004 г.
© О.О. Савельева
ОТДАЙ ГОЛОС!

О.О. Савельева

Савельева Ольга Олеговна - кандидат экономических наук,
зав. кафедрой социологии и культурологии рекламы
Международного института рекламы

Отошли в прошлое очередные выборы, и на какое-то время рядовые граждане перестали быть объектом избирательных технологий, политической рекламы, предвыборной агитации. Между тем, слова эти отнюдь не новы, как не ново и то, что ими обозначается. Археологи, исследовавшие засыпанные пеплом в 79 г. н.э. Помпеи, с удивлением узнали, что несчастье произошло в самый разгар предвыборной кампании по избранию чиновников местного самоуправления. Все стены в городе были заняты "предвыборной агитацией". "Прошу, чтобы вы выбрали эдилом Модеста". Вполне политкорректно... А вот уже не столь вежливое пожелание: "Кто будет против Квинтия, да усядется рядом с ослом". На стене помпейского кабачка и сегодня видна надпись, оповещающая о том, что женщины, которые занимаются здесь своим ремеслом, выдвигают кандидатом в эдилы (что-то вроде американского шерифа) знатного горожанина Гая Юлия Полибия, хорошо им знакомого. На стене другого заведения сохранился призыв поддержать кандидата Ваттия, выдвинутого предвыборным объединением "любителей спокойного сна". Объединение придерживалось, говоря современным языком, концепции экологии человека. Такая вот "партия жизни" I века до н.э.

Не менее интересна наша, отечественная "предвыборная агитация", в том числе и советского периода. Любопытной ее частью были так называемые "Приглашения". Люди старшего и среднего поколения хорошо помнят, как за несколько дней до очередных выборов любого уровня в почтовом ящике появлялась яркая листовка: на одной стороне художественная композиция "на тему" с обязательным лозунгом "Все на выборы!", на другой - текст. Текст всегда начинался так: "Уважаемый товарищ _____________. Напоминаем Вам, что в воскресенье.....". Заканчивалась листовка призывом прийти на выборы и отдать свой голос за кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных. Подписи были разными: сначала - доверенные Окружного предвыборного совещания представителей трудящихся, затем покороче - агитколлектив. Слова в листовке повторялись из года в год, а вот визуальный ряд менялся: агитационные картинки старались отразить менявшийся "дух времени". И они его отражали. Именно поэтому немудреные эти листики представляют сегодня интерес. Они даже стали предметом коллекционирования.
 

Приглашения на выборы конца сороковых... Серп и молот, развевающиеся красные стяги, дубовые и лавровые листья. Стиль очень похож на знаменитый "сталинский ампир", знакомый многим по послевоенным многоэтажным домам в крупных городах страны: пышный декор, лепнина, официальные позы статуй на крышах, солидные гирлянды "плодов и колосьев", пузатые балясины балконов. Лучшим образцом этого "имперского стиля" по праву считаются московские высотки, формы которых все чаще стараются повторить в своих проектах современные столичные архитекторы. Новые дома, стилизованные "под высотки", становятся сегодня самым престижным жильем.

С одной из московских высоток - зданием МГУ - связана любопытная история, запечатленная, как ни странно, на одном из приглашений - на сей раз на выборы в Верховный Совет РСФСР 18 февраля 1951 г. До окончания строительства здания на Воробьевых (тогда - Ленинских) горах оставалось еще два года, но на листовке оно уже во всей своей красе - даже с часами на башнях. Неким намеком на то, что стройка еще продолжается, был, разве что, башенный кран на заднем плане. Но вот само здание сразу и не узнаешь: вроде оно, а вроде и не оно. Нет знакомого всем шпиля со звездой в лавровом венке! Вместо него на крыше центральной башни - статуя. Из-за этого здание кажется каким-то кургузым, обезглавленным.

А теперь то ли легенда, то ли быль. Действительно, по первоначальному проекту шпиля на университете не было, предполагалось увенчать его скульптурной аллегорией то ли науки, то ли просвещения, то ли советского студента... Это, судя по всему, быль, хотя факт малоизвестен. Легенда же такая. Где-то за год до смерти И.В. Сталин приехал на строительство МГУ. Центральная башня уже была подведена под крышу и стояла в ожидании статуи. "А где же шпиль?" - будто бы спросил Иосиф Виссарионович. Никто не решился сказать, что шпиля не предусмотрено, вождя уверили, что вскоре его установят. В считанные дни проект был переделан, в авральном порядке сложную металлическую конструкцию изготовили и поставили на место предполагавшейся аллегории. Кстати, получилось красиво.

Дубово-лавровыми венками и гирляндами - символами советской государственности - приглашения на выборы декорировались еще долго, до начала 60-х годов. Впервые эти "изобразительные константы" официальных дат и мероприятий были изменены при подготовке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 г. Над разработкой фестивальных материалов - плакатами, буклетами, листовками и т.п. - работала целая группа молодых художников, почувствовавших "оттепель". .. Эмблемой фестиваля стала разноцветная ромашка, слишком легкомысленная для прежних времен, символом мира - легкий белый голубок, абрис которого из белой бумаги наклеили в дни фестиваля, казалось, на каждое московское окно.


Постепенно и на "приглашениях" дубовый венок сначала превратился в скромную дубовую веточку, а затем и совсем исчез. На листовке 1965 г. мы уже видим "семейную сцену", так хорошо знакомую многим из нас по собственному детству: "мама, папа и я" опускают бюллетень в урну.

Много чего можно вспомнить, смотря на эти листовки: и какие были флаги у союзных республик, и как должен был выглядеть советский суд (листовка, приглашавшая 13 декабря 1970 г. на выборы народных судей). А вот опять лавро-дуб, правда в виде даже не веточки, а пучка листиков: 1974 год, застой...

Новый лозунг, немыслимый раньше - "Возродим полновластие Советов!". Это с листовки исторических (без иронии) выборов народных депутатов СССР 26 марта 1989 г. И последний листик: "Советам - полновластие!" - выборы народных депутатов РСФСР 4 марта 1990 г.


"Как же мы молоды были тогда...".


 


Публикуется при любезном содействии редакции журнала "Человек"


Март, 2004 г.