№5,6 (2002 г.)
© "Человек"
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
"Круглый стол"
Института человека РАН, журнала "Человек", Института психологии РАН,
Московского городского психолого-педагогического
института и факультета психологии МГУ.
Заседание состоялось 23 апреля
2002 года в Институте человека РАН
Б.Г. Юдин (чл.-корр. РАН, д-р филос. наук, и.о. директора Института человека РАН, главный редактор журнала "Человек").
Дорогие коллеги, разрешите Вас приветствовать на территории Института человека РАН. И журнал, и Институт человека к темам этики и психологии обращаются не в первый раз. Несколько лет назад журнал публиковал статью Бориса Сергеевича Братуся, посвященную взаимоотношениям психологии и этики, подготовленную на основе его доклада *, а также материалы довольно бурного и интересного обсуждения этого доклада **. Затем журнал представлял материалы "круглого стола" по этике психологического исследования, в котором участвовали ныне покойный Юлий Анатольевич Шрейдер, Владимир Петрович Зинченко и я ***. Полтора года назад журнал провел еще один "круглый стол", на этот раз посвященный этическим проблемам психодиагностики и касавшийся прежде всего защиты прав и интересов ребенка в психодиагностических контекстах ****. Так что наша нынешняя встреча - это в некотором смысле продолжение сложившейся традиции.* См.: Братусь Б.С. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология? // Человек. 1998. № 1.Интерес к обсуждаемой проблеме обусловлен, на мой взгляд, тем, что на наших глазах разворачивается буквально взрывоподобный процесс появления и расширения сферы применения самых разнообразных психологических практик. И это, может быть, касается не столько собственно психологических исследований, сколько множества других ситуаций, в которых психолог встречается и так или иначе взаимодействует с кем-то. Если речь идет об исследовании - это будет испытуемый; в случае какого-либо терапевтического контекста, куда часто довольно активно вовлекаются психологи, - это будет пациент; это может быть клиент, если речь идет о консультировании, или взаимодействие с обследуемым, если проводится какая-то экспертиза либо обследование. |
В.В. Знаков (д-р
психол. наук, профессор, зам. директора Института психологии РАН).
Конечно же, то, что зачитал Борис Григорьевич, звучит как анекдот, как нелепица. Это нечто совершенно неприемлемое для людей (здесь собрались люди примерно одного поколения), моральные нормы которых формировались в соответствии с Библейскими заповедями, они же - помните "Моральный кодекс строителя коммунизма"? |
Б.Г. Юдин.
Никоим образом не считаю, что все отрицательное идет именно от него - это было бы чересчур просто. Вы говорите: таково наше общество и консультанты таковы - каково это общество, но тогда можно ли ставить вопрос о каких-то профессиональных стандартах, в том числе и этических? |
В.В. Знаков.
Слово "стандарт" - это некоторая универсализация, некоторое обобщение. У меня такое впечатление, что сейчас самое главное - это действительно этические проблемы и проблемы дифференциации, а не интеграции, не стандартизации. Прежде чем устанавливать стандарты, надо определить, какими нормами пользуются разные группы людей и на каких социально-экономических и психологических основаниях происходит такая дифференциация. Мне кажется, вопрос стандартизации просто преждевременен и преждевременен именно потому, что в этом отношении он, извините, банален. Что стандартизировать, когда мы не можем сказать ничего толкового и внятного по поводу соотношения этики и психологии, изменившейся за последние, допустим, 10-15 лет! |
Б.Г. Юдин.
Психологии - в смысле изменившейся психологии людей или изменившейся психологии как рода деятельности? |
В.В. Знаков.
Я имею в виду психологию людей и те, естественно, психологические исследования, которые время от времени открывают в этой реальности довольно любопытные моральные и нравственные изменения. Под нравственным я понимаю индивидуальное сознание (то, как мы усваиваем нормы), а мораль - форма общественного сознания. |
А.Ш. Тхостов (д-р психол. наук,
зав. отделением клинической психологии факультета психологии МГУ).
Как здесь уже говорили, есть манипуляторы, есть макиавеллисты. Но нужно понимать, что существование манипуляторов всегда предполагает существование того, кто на самом деле хочет быть манипулируемым, то есть на манипуляцию всегда есть запрос. Это подтверждается периодическим появлением на прилавках книг, представляющих собой отечественный аналог Карнеги. А убедиться в том, что всех обмануть нельзя, можно только на собственном примере. Об этом свидетельствует и деятельность пирамид типа "МММ". Всегда хочется на кого-то переложить ответственность за свою судьбу, плюс жажда чуда, упование на собственную избранность, - а почему нет, я-то в конце концов эти деньги получу. |
А.З. Шапиро (канд. психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии межличностных отношений в семье Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО).
|
А.Ш. Тхостов.
Это неоднозначный вопрос. Я плохо представляю себе этику, которая сделана под конкретную группу, под конкретное лицо. Тогда это не этика, а их заказ, какая-то специальная, "заказная" этика. Но я также понимаю, что не существует, наверное, абсолютно универсальных законов, которые действуют везде. Думаю, в мире это решается прагматически: существует ассоциация более или менее признанная, уважаемая в мире, которая в каком-то смысле навязывает свой этический стандарт организациям не столь влиятельным, и существует сообщество, в котором проблемы этики обсуждаются достаточно широко, с привлечением религиозного, светского влияния, устраиваются дискуссии, и выступить с частным решением этической проблемы и объявить всем, что она будет решена вот таким образом - значит подставить себя под удар. У нас, к сожалению, такого сообщества, где достаточно компетентно обсуждаются общие этические проблемы, пока нет. |
В.В. Знаков.
Почему нет? Все ваши примеры ложатся в 10 заповедей: не прелюбодействуй и т.д. |
А.Ш. Тхостов.
Не возражаю. Но я не считаю себя компетентным вести обсуждение на таком уровне. Могу говорить, скорее, об этике профессиональной, психотерапевтической. Это прежде всего полная информированность клиента или пациента о моих действиях, что дает ему возможность сделать свой выбор. Правда, на самом деле полная информированность невозможна, поскольку тот факт, что я все скажу клиенту или пациенту, еще не означает, что он это поймет. Это проблема этическая, но в каком-то смысле и проблема интеллекта - способность понять, что тобой манипулируют, способность выстроить некоторое защитное поле. В конце концов, существование манипуляторов полезно хотя бы потому, что создает в обществе умение противостоять их манипуляции. Это нормальное качество любого взрослого человека. И если он не чувствует манипуляцию, то этому навыку следует учиться. |
В.В. Знаков.
Помимо манипуляции, есть еще вопрос, который сформулирован в начале семинара: допустим ли обман? Надо признать, что ложь и обман входят в технологию профессионалов - психолога и психотерапевта, потому что в половине экспериментов испытуемым они дают совсем не ту инструкцию, о которой сами думают. Например, эксперименты на конформность просто стали бы невозможны, если бы испытуемым говорили правду. |
А.Ш. Тхостов.
Определенные эксперименты по плацебо-эффекту тоже не являются этически "чистыми". А когда пациенту сообщают, что может быть плацебо, то складывается уже совсем иная ситуация. |
Б.Г. Юдин.
Почему иная? |
А.Ш. Тхостов.
С психологической точки зрения, плацебо - только тогда плацебо, когда человек убежден, что это лекарство. Если у него есть сомнения, значит, это не то же самое. |
Б.Г. Юдин.
Тогда это будет обманом. |
В.В. Знаков.
Но тогда мы никогда не измерим плацебо-эффект. |
А.Ш. Тхостов.
Да мы и не мерили. Существует правило: плацебо-эффект возможен только в случае, если испытуемый или пациент уверен в получении настоящего лечения. Если у него есть сомнения - тогда нет истинного плацебо-эффекта. Мы не можем измерить плацебо-эффект, поскольку его не может быть по определению. Он возникает, когда человек верит. Если человек сомневается, мы измеряем что-то еще. |
Б.Г. Юдин.
Так, может быть, все-таки плацебо-эффект можно определить? Когда пациенты знают, что могут "fifty-fifty" получить плацебо или препарат, и когда потом по результатам выясняется, что у получивших плацебо такой-то эффект, а у неполучивших - другой? |
А.Ш. Тхостов.
Они не получили настоящего плацебо, они получили 50% или 5% плацебо |
Б.Г. Юдин.
Суть-то здесь не в том, чтобы плацебо проверять, а в том, чтобы проверять эффективность препарата. |
А.Ш. Тхостов.
А если это эксперименты, которые ориентированы на исследования именно плацебо-эффекта?! Тогда они являются аморальными? |
Б.Г. Юдин.
В таком случае, да. |
С.Н. Ениколопов (канд.
психол. наук, зав. отделом клинической психологии Научного центра психического
здоровья РАМН).
Кажется, нами так сильно "сманипулировали", что мы отошли от обсуждаемых вопросов. Возникает несколько проблем. Либо действительно все сводится к 10 заповедям, либо все-таки есть профессиональные задачи, с которыми приходится сталкиваться чаще, и они не формулируются в 10 заповедях. Замечательный пример с плацебо, потому что в заповедях ничего ни о плацебо, ни о лекарствах не говорится, там - "не лжесвидетельствуй" (в смысле "не обмани"). А раз так, плацебо просто должно быть выкинуто из исследовательского арсенала как абсолютно неприемлемая вещь. |
А.Ш. Тхостов.
У нас не только нет общественного мнения. В нашей стране еще нет и проблемы репутации, которая, на самом деле, везде стоит очень дорого, и человек редко рискует репутацией. Думаю, когда репутация будет у нас чего-то стоить, тогда же можно будет и соблюдать этические стандарты. А пока, как мы можем влиять на какого-то человека, который в своем доме, в подвале что-то измеряет или проводит некие "исследования"? Да никак! |
Б.С. Братусь (чл. -корр.
РАО, д-р психол. наук, профессор факультета психологии МГУ).
За последние десятилетия в психологии произошли колоссальные изменения. В 1963 году, чтобы стать психологом, мне пришлось поступать на философский факультет Московского университета, при котором существовало отделение психологии, причем принимали 25 человек на дневную, столько же на вечернюю формы обучения. Подобные, но еще меньшие отделения психологии были на философском факультете Ленинградского университета и при Тбилисском университете. Это на всю советскую империю. Ныне в Российской Федерации (то есть исключая ставшую заграницей многомиллионную Украину, страны Балтии, Казахстан и т.д.) насчитывается более 200 официально зарегистрированных и лицензированных высших учебных заведений, выпускающих психологов. Из них в одной Москве - 56. Это официальных и лицензированных; число же неофициальных и полуофициальных заведений, различных курсов просто не счесть. Психология стала массовой профессией. |
Н.Н. Толстых (канд.
психол. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ детской
практической психологии Психологического института РАО).
В нескольких вузах, готовящих психологов, я читаю короткий курс "Этические проблемы психологической практики". Прямо скажу, он не вызывает большого энтузиазма у слушателей и кажется им бесполезным, так как не предполагает обучения психодиагностическим методикам, психотехникам и тому подобным конкретным психологическим приемам работы, которые так привлекают современных студентов. Объясняя назначение этого курса, я обычно пользуюсь образом, заимствованным из области психологии восприятия, где описаны два нарушения зрения - vision noire и vision nulle. В первом случае человек замечает, что не видит части зрительного поля, а во втором - этого не замечает. Так вот, знакомство с существующими сегодня этическими проблемами психологической практики - средство перевести эту проблематику из области vision nulle в область vision noire, то есть сделать эту область осознаваемой, известной. В этом же состоит, по-моему, смысл и нашего "круглого стола", и обсуждений этических вопросов современной психологии научным сообществом, соответствующих публикаций, что сегодня чрезвычайно важно. Само по себе знакомство с этими проблемами не определяет, конечно, реального поведения психолога - выбор останется за ним, но нельзя будет просто игнорировать эту область как несуществующую. |
Е.Г. Юдина (канд.
психол. наук, зав. сектором психологических проблем подготовки педагогов
МГППИ).
Кажется, уже накопилось какое-то количество вопросов по следам того, что здесь было сказано. В частности, у меня вопрос к Виктору Владимировичу Знакову: как люди, обладающие высоким индексом макиавеллизма, относятся к тому, что сами становятся объектом манипуляции? |
В.В. Знаков.
Поскольку макиавеллисты убеждены в том, что так и нужно действовать, они относятся к этому как к своей личной ошибке. Но то, что с ними так поступили, они воспринимают вполне естественно. |
Е.Г. Юдина.
Этот вопрос у меня возник в двух планах. С одной стороны, с позиции исследователя любопытно: были такие исследования, интересны их результаты. С другой стороны, вопрос важен в контексте некоторого сомнения: здесь обсуждалась, как я поняла, тема ответственности самого ма-нипулируемого за ситуацию манипуляции. Такую постановку проблемы манипуляции можно считать классической, не в первый раз она обсуждается именно с этой точки зрения. Как следствие такой постановки проблемы, мы, кажется, приходим к тому, что сама ситуация манипуляции имеет два аспекта. Первый - вполне позитивный, смысл его состоит в том, что распространенность манипуляции "запускает" социальные процессы обучаемости населения. Второй аспект заключается в том, что единственным регулятором, ограничителем на пути тотального распространения манипуляции как общепринятого способа взаимодействия людей может быть некоторая общественная реакция (или реакция сообщества). Последний тезис хотела бы подвергнуть сомнению. |
А.Ш. Тхостов.
Детей можно обучать тому, что существует манипуляция. А вот эта жалость, мне кажется, создает благоприятные условия для инфантилизма. Давайте ребенка воспитывать в стерильных условиях, чтобы не болел, - тогда у него не будет иммунитета. |
Е.Г. Юдина.
Не стоит впадать из одной крайности в другую. |
Е.Н. Ениколопов.
С манипуляцией не все так просто. Наши исследования показывают, что в семьях, где есть манипуляция (то есть технология власти и контроля), случаи семейного насилия наблюдаются реже. Когда мы начинаем рассматривать весь спектр манипуляций, то на одном краю - действительно, манипуляция, которая не вызывает сильного протеста. Педагог только и делает, что манипулирует, потому что он должен "показать морковку", за которую ученик пойдет к знаниям. Без манипулятора не произойдет ничего, потому что ребенку лучше играть, чем изучать что-то. Почему-то мы это не считаем манипуляцией, а называем мастерством. |
В.В. Знаков.
Продолжу о макиавеллизме и манипуляции. Неслучайно с этого я начал, хотя, вообще говоря, то, о чем мы сегодня должны говорить: этика - это наука о должном, о том, как должно быть. Относительно макиавеллизма и манипуляции в западной литературе (а в нашей практически вообще ничего нет) ситуация парадоксальная. Берешь статьи за последние три года (уж не говорю за больший срок), в названии которых есть слово "макиавеллизм", а внутри - совсем про другое. Авторы постоянно говорят: "Манипуляция, манипуляция", - зачем просто так лишнее, красивое слово вводить. |
Б.Г. Юдин.
Хотел бы сказать по поводу Вашей реплики. Если вернуться к тому примеру, как следует отнестись к этой сотруднице, - то в данном случае речь идет вовсе не об отсутствии этической оценки. Просто она дается в рамках другой этической системы - этики добродетели. Есть универсалистские этические системы, а есть этика добродетели. Конечно, этика добродетели - менее развитая, в известном смысле архаичная форма этики. Но тем не менее реальность такова, что этика добродетели распространена довольно широко, и не только у нас. Недавно я читал статью одного бразильского специалиста по биоэтике, который считает, что и в странах Южной Америки преобладает этика добродетели. |
А.Ш. Тхостов.
Кажется, тут мы совершаем очень хитрую подмену, потому что такая этика добродетели, жалости исходит из того, что эта бедная девушка не понимала, что делала, и мы к ней относимся патерналистски, мы ее жалеем. Однако девушка должна была знать, что последует за ее поступком, это был свободный выбор девушки. Если же мы этого не признаем, то тогда ставим под сомнение ее свободный выбор. Если девушка дееспособна и вменяема, она должна отвечать. Обсуждая тему прав человека, давайте обсуждать еще и тему его обязанностей. |
С.Н. Ениколопов.
К вопросу о профессиональных проблемах. Все эти этики добродетели, жалости замечательны, когда обсуждаются обыденные жизненные проблемы. Но любое профессиональное сообщество накладывает определенные требования. Смысл существования ученых - стремление к истине, знанию и т.д. Жить в науке - значит соблюдать некие уставы. Это как монастырь: не хочешь - не ходи туда, но там есть свои правила. Если человек обманул, то из этой корпорации он должен быть изгнан при всех своих блестящих способностях, знании четырех языков, жалости к отсутствию у него руки и пр. А когда не изгоняют, а жалеют, то дальше получаются разного рода "лысенки". Мы не очень хорошо анализируем историю 20-30-х годов, когда замечательные интеллигентные российские ученые, поглаживая по головке, продвигали своих учеников только потому, что у тех было тяжелое детство. В результате появилась масса волкодавов, которые привыкли жульничать, доносить, уничтожать своих учителей и не видеть в этом проблемы. |
Н.Н. Толстых.
Позволю себе маленькую реплику. Дело в том, что в истории про девушку слезы-то были не столько по поводу самой девушки, сколько по поводу судьбы лаборатории и самого начальника. Но главное - рассказ был про другое. Мораль, по крайней мере, была про другое. Я-то тоже думаю, что девушку, наверное, надо было выгнать. Однако не могу представить себе подобную ситуацию здесь, у нас. Как Вы сами говорите, в разных компаниях свой "бульон" - этический и нравствен ный. Вот у нас - другой. И в этом смысле речь шла только об одном: наблюдающееся сейчас перенесение американских стандартов и подходов к решению этических проблем, по-моему, может привести, ввиду разницы этих "бульонов" (этических взглядов в том числе), к чему-то не очень хорошему. Сейчас обсуждается идея создания комитетов по лицензированию, по этике и т.п., а возможно, они будут работать совсем не так, как в Америке, а прямо противоположным образом. |
М.А. Мануильский (канд.
филос. наук, зам. главного редактора журнала "Человек").
По исходной специализации я социолог. Во всяком случае, не претендую на то, что ориентируюсь в организационно-этических проблемах психологии. Какое-то время дискуссия мне казалась надуманной, пока я не понял, что этического кодекса, зафиксированного на бумаге и принятого научным сообществом, у наших ближайших (для социологов) соседей нет. Я был полностью уверен, что подобный документ существует. Уверен хотя бы потому, что на "излете" застоя и в начале перестройки в среде социологов существовало мнение: во многих важных отношениях психология более продвинутая дисциплина - хорошо оснащена экспериментально, менее идеологизирована, менее административно ангажирована, более самостоятельна, поскольку имела мощное практическое приложение в аэрокосмическом комплексе. |
Е.Г. Юдина.
В свете сказанного хотела бы прокомментировать замечание Сергея Николаевича Ениколопова. Конечно, я не имела в виду, что сомневаюсь в самих по себе общественных механизмах (вот эти механизмы: авторитеты, репутации, реакции общества, сообщества и т.д.). Я в них сомневаюсь как в единственно возможных, поскольку, на мой взгляд, сфера этики - это в большой степени сфера индивидуального сознания. И именно поэтому для меня вопрос о лицензировании, аттестации, кодексах - шаг абсолютно необходимый, если переходить к каким-то практическим действиям, но не первый. По-моему, бессмысленно создавать этический кодекс (которых уже огромное количество), до того как люди не будут готовы этому кодексу следовать. Видимо, не с этого имеет смысл начинать. |
Н.Н. Авдеева (канд. психол. наук, зав. сектором экологии
человека Института человека РАН).
Хотела бы вернуться к теме проведения психологических исследований. В медицинских исследованиях, в частности в биомедицинских, уже принято, во многом стараниями сотрудников нашего Института, информированное согласие. Это как будто бы всех устраивает - гуманистическая, демократическая процедура, которую нужно приветствовать. С другой стороны, может ли информированное согласие использоваться в психологическом исследовании, скажем в исследовании с детьми разных возрастов? В какой форме там возможно это информированное согласие? Кто будет о нем беспокоиться? Как уже говорилось, всякое исследование во многом является манипулированием. Иногда исследование достаточно нейтрально, иногда оно даже приносит ребенку пользу (когда ориентировано на формирование у него каких-либо навыков), но может иметь и отрицательные последствия. Вот несколько примеров из такого рода исследований последнего времени. |
Б.Г. Юдин.
В связи с этими выступлениями у меня вопрос общего порядка: бывали ли на проходящих у вас психологических съездах специальные секции или заседания, посвященные этическим проблемам? |
В.В. Знаков.
Нет, не было. |
Б.С. Братусь.
Действительно, специальных секций, посвященных этике, на психологических съездах не было, поэтому дискуссии, инициированные Институтом человека РАН и редколлегией журнала "Человек", в этом плане - исключение. Кстати, материалы этих дискуссий были собраны под одну обложку и выпущены небольшой книжечкой, которая кафедрами общей психологии и психологии личности факультета психологии МГУ рекомендована в качестве учебного пособия для студентов-психологов * В целом же, обращение к этике - неодобряемый, едва ли не запрещенный прием в психологических рассуждениях. Со времен Фрейда этика, мораль представляется как давление "сверх-я" на личность, как некая сублимация. Этику стали воспринимать как нормативный кодекс (близкий гражданскому и уголовному кодексу), где постулируется чего нельзя делать, даже если очень хочется. Но многие все же это делают - просто маскируясь, прячась в другие формы действия, которые не осуждаемы или не очень осуждаемы обществом.* См.: Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999.Кроме того, как уже говорилось, этика "мешает" исследованиям, простору действий. Как в примере, который привела Наталья Николаевна Авдеева: мне надо исследовать, как человек будет реагировать на глобально негативное к нему отношение, а что будет потом с этим человеком, как этот опыт на него повлияет - меня уже не касается. Если я как исследователь буду печалиться об этих последствиях, ограничивать себя из этических соображений - это помешает моему научному исследованию. Поэтому, говоря об этике, мы говорим о некоей силе, которая должна войти в психологическую реальность, потеснить и ограничить ее, посеять сомнения в правомерность наших действий, стать нашим мучителем, дать право средствам оправдывать или дискредитировать поставленные цели. Речь идет об очень серьезных вещах, и неслучайно столь многие коллеги-психологи так скучнеют лицом, когда слышат слова "этика", "нравственность". |
А.З. Шапиро.
Борис Сергеевич прав, в практической психологии и психотерапии действительно очень часто возникает феномен "МММ-психологии" - такой пирамиды, в рамках которой психологическое знание и опыт распространяются неконтролируемо, когда люди работают и учат, не имея достаточного опыта и знаний. Это нередко случается потому, что иные коллеги подают себя (и по отношению к клиентам, и по отношению к студентам) в качестве неких "психологических гуру". Например, один авторитетный, прилично зарабатывающий коллега перед студентами на лекции провозглашает себя лучшим психотерапевтом "всех времен и народов". В свою очередь это дает его студентам моральное право сразу же, реально не работая, учить других (скажем, в провинциальных городах) - как же, ведь они соприкоснулись с лучшим профессионалом в мире. |
Е.Н. Денисова (старший научный сотрудник сектора психологических
проблем подготовки педагогов МГППИ).
Несколько слов по поводу того бытующего представления, что манипулятор очень хорошо защищен. С неожиданной легкостью этот миф удалось развеять у студентов одного из многочисленных (сколько их назвали - более 200, по официальным источникам?) вузов, выпускающих психологов. В курсе, связанном с проблемами психогигиенической культуры, мной рассматривался вопрос об обратимости позиций субъекта и объекта манипуляции. Так, в предложенной для анализа модели "наркодилер - потребитель наркотиков" студенты сами вышли на "цену" позиции субъекта манипуляции, убедившись что манипулятор тут же оказывается в положении зависимого объекта. Рассматривались также модели "шаман (наш, сегодняшний) - клиент" и др. Собственный вывод студентов заметно снизил для них - это было очевидно - привлекательность позиции манипулятора. |
А.Ш. Тхостов.
Здесь есть очень разумная мысль, которую, мне кажется, следует поддержать. Думаю, этическую проблему нельзя решить, но ее все время нужно решать. И если ее не решать, как мы делаем это уже лет 10, а может быть, и больше, то мы придем к собственной "эрозии". А по поводу того, что мы будем делать с людьми, именующими себя психологами, но на самом деле таковыми не являющимися, - есть хорошая американская практика, которую не грех позаимствовать: лицензия на профессиональную деятельность получается не на основании диплома, а на основании сдачи общегосударственного независимого экзамена, а диплом - это только право его сдавать. Вот если у нас будут когда-нибудь... |
Н.Н. Толстых.
Извечный вопрос: а судьи кто? |
Н.Н. Авдеева.
Проблема судий важна. |
А.Ш. Тхостов.
У нас нет других судий. Но решать это мы должны все равно. |
П.Д. Тищенко (д-р филос. наук, ведущий научный сотрудник
сектора философских проблем междисциплинарных исследований Института философии
РАН).
Мое выступление в значительной степени будет посвящено проблемам самоидентификации сообществ психологов и психотерапевтов. В этом плане существуют принципиальные затруднения. Если, к примеру, врачи ясно осознают себя как особую профессиональную общность с особыми стандартами, в том числе и моральными, оказания помощи, то психологи и психотерапевты в нашей стране пока не сформировали коллективной идентичности. Дело, вероятно, в том, что психология в большей степени, чем медицина, оказалась в зоне фундаментальных культурных перемен, которые связаны с радикальным переосмыслением традиций эпохи Просвещения. Основная черта уходящей эпохи - главенствующая роль научного рационализма. Наука в этой культуре представляет "сословие всеобщего" (М. Вебер), к которому общество обращается за ответом на вопрос об истине, а также за основанными на знании истины научными технологиями решения жизненно-практических проблем. |
Е.Н. Денисова.
К вопросу о том, кто к кому идет. Мы как-то не коснулись роли клиента. Вообще слово "клиент" вызывает у меня какое-то внутреннее сопротивление - сразу же возникают ассоциации с парикмахерской или еще с чем-то подобным. Кажется, правильнее говорить "пациент" или "человек со своими проблемами, которому помогает психолог". |
Б.С. Братусь.
Но это те, кто к Вам пришел, а те, кто там остался? |
Е.Н. Денисова.
Дай Бог, что есть какой-то процент пришедших. Я говорю: главное - глобапизмом не заболеть. Есть у меня такой замечательный, на мой изгляд, шуточный проект - проект века, бизнес-проект: строим имеете большое загородное очень красивое закрытое заведение, (разделяем его пополам: в левой части - те, кто называют себя психологами, а являются представителями параллельной практики, в правой - их жертвы; первые платят за пребывание в психотерапии по отношению к себе сумму с тремя нулями, вторые ничего не платят. |
Ф.Г. Майлёнова (канд. филос. наук, и.о. ведущего научного
сотрудника сектора биоэтики Института человека РАН).
Собственно, я, наверное, выступаю и как психолог, и как этик. По-видимому, проблема этики в психологии - это прежде всего проблема уровней рефлекции. И отсюда - кто является субъектом обращения? Само собой разумеется, это не те, кто даже не знает, что такое этика, не знает и не задумывается, что такое выбор (таких же немало), а те, для кого этот вопрос уже стоит, кто этим занимается, этим мучается. Как было красиво сказано, "этика - это... механизм нашего мучительства". Конечно, это так. Но я вижу этику не только как "механизм мучительства", но еще как то, что спасает от этого мучительства, потому что от этих мучений деться некуда, они всегда будут, были и есть. Потому что человек, особенно человек рефлексирующий, мыслящий, живущий в ментальном мире постоянно сталкивается с ситуацией, когда ему нужно выбрать: либо что-то из равновеликих ценностей, либо наименьшее зло, либо добро и добро: когда выбрано одно - другое уничтожается выбранным. Такая ситуация наиболее мучительна, в ней невозможно жить, если не выбрать. |
С.Н. Ениколопов.
Внутри психологической практики существуют две достаточно разных с точки зрения этического контроля и этической оценки области. Что касается психодиагностики, исследований и т.п., то они все-таки контролируемы и оцениваемы - не сказал бы, что просто, но все-таки оцениваемы. Мы знаем, какие работы хорошие, какие плохие. |
А.Ш. Тхостов.
Есть несколько моментов, которые сейчас открылись с какой-то иной стороны. Вопервых, есть еще одна проблема, которую мы не обсуждали в контексте проблемы этики психологии. Ведь психолог живет не на необитаемом острове, а в условиях реальной действительности. И когда я размышляю об этой "ужасной" истории девушки, которую уволили, то понимаю, что я бы, например, ее не уволил, но не потому, что не понимаю, что она сделала, а потому, что никого не смог бы взять на ее место за такие деньги. О каком этическом обсуждении можно говорить, если человек приходит на работу, делая мне услугу? Но я должен осознавать, что это все-таки ненормальная ситуация. Конечно, в таких условиях бессмысленно ожидать от меня этического поступка, но хотя бы для себя я должен понимать, что поступаю неправильно, неэтично, размываю себя самого. |
Б.Г. Юдин.
И не только психологов. |
А.З. Шапиро.
Что касается этического кодекса, то очень трудно сразу сделать его всеобщим, поскольку у нас пока нет универсального психологического сообщества и поэтому в полной мере не решена проблема определения профессиональной идентичности. |
Е.Г. Юдина.
По поводу кодекса: действительно, возникает вопрос, как его создавать. Я бы поддержала две мысли. Во-первых, проблему этики надо постоянно ставить, это - в самом деле процесс. Во-вторых, все-таки прежде чем выходить на какой-то кодекс, в котором будут задаваться определенные рамки, профессиональному сообществу действительно неплохо было бы заняться рефлексией, в частности для того, чтобы избежать всех тех опасностей, о которых здесь говорилось. |
Ф.Г. Майлёнова.
Тоже хочу сказать о кодексе. Взять хотя бы американский этический кодекс, который достаточно часто цитируется в специальной литературе. Этот кодекс составлен очень тщательно и, полагаю, он работает. Об этом в литературе очень много интересного. Допустим, когда-нибудь мы тоже примем такой кодекс. Студенты станут его изучать; может быть, и какие-то формы контроля будут придуманы и т.д. Однако насколько это будет спасать от ситуаций нарушения этики и ситуаций каких-то мучительных этических проблем - вопрос остается открытым, потому что каким бы подробным ни был этот кодекс, как бы он ни стремился описать все возможные коллизии, жизнь все равно окажется сложнее. И может возникнуть этическое противоречие уже между "буквой кодекса", каким-то требованием и конкретной ситуацией, которая ну никак не вписывается в правила. В частности, возьмем тот же принцип конфиденциальности, который на первый взгляд кажется очевидным. В ситуации, когда клиент признается своему психологу в том, что он собирается кого-то убить, или он, оказывается, торгует наркотиками, или сам их употребляет и т.д., - что делать: нарушать этот принцип или не нарушать? Получается, что опять актуализируется вопрос ранжирования ценностей. Даже не знаю, возможно ли когда-либо решить его окончательно. Видимо, его можно только ставить. |
С.Н. Ениколопов.
Я противник немедленного создания этического кодекса. По одной простой причине - в нашей стране если он себя однажды дискредитирует, то во второй раз заранее будет отвергнут. Поэтому, мне кажется, важнее начать с подобных обсуждений, учебных курсов, пособий, то есть с реальных действий. Тогда возникнет отношение к этому кодексу как к неким ограничениям, которые должны быть, потому что иначе, если не будет никаких ограничений, то и моральных угрызений, конечно, не будет. |
Б.С. Братусь.
Согласен, что надо начать с прецедентов - осуждение плагиата, необходимость уважать коллегу и т.п. Именно эти, казалось бы, столь простые истины оказываются теперь самыми дефицитными. Именно их надо передавать нынешним студентам, которые умны, образованны, но почему-то не знают самых элементарных вещей. Покажется странным, но студентов приходиться учить тому, как войти в аудиторию, как выйти из нее, как поблагодарить, как выслушать чужое мнение и т.п. Что же касается профессионального кодекса, то классикой остается клятва Гиппократа - впечатляющий пример конституции врачебной гильдии. Прошло более двух гысяч лет, преобразились до неузнаваемости инструментарий и возможности медицины, а в этой клятве ничего не убавишь и не прибавишь - там сказано и как врачу выглядеть, и как относиться к пациентам - мужчинам и женщинам, даже как относиться к детям коллег, если они останутся сиротами. И сегодня можно сказать, что каждый настолько врач, насколько он отвечает клятве Гиппократа. Нам до такого кодекса, конечно, очень далеко, но думать в этом направлении надо. |
А.П. Ситников (д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой
политконсалтинга и избирательных технологий Государственного университета
- Высшей школы экономики).
Очень благодарен моим коллегам за то, что они подняли такие важные и, на мой взгляд, своевременные вопросы. Попытаюсь представить одну из ветвей гуманитарных технологий, о которой здесь еще не шла речь, в области политической психологии и бизнес-консультирования. Давно работаю сам и сотрудничаю со специалистами, оказывающими консалтинговые услуги бизнесменам и политикам, то есть людям, обладающим реальной властью. Понятно, что от работы консультанта во многом зависит, каким образом будут действовать эти люди в тех или иных ситуациях, а значит, как со временем будут изменяться социально-политические, социально-экономические и, наконец, социально-культурные процессы в стране. |
Б. Г. Юдин.
Хотелось бы сказать несколько слов в завершение сегодняшней встречи. Открою небольшой секрет, как зародился замысел этого "круглого стола". С некоторыми из здесь присутствующих и участвующих мы обдумывали идею проекта, посвященного этическим проблемам психологической практики. Это, безусловно, должно быть междисциплинарное, комплексное исследование - все эти модные слова здесь вполне уместны. Сегодня можно сказать, что работа над этим проектом началась. |
Материал подготовлен С. М. Марабанец