Академик Алексей Николаевич Крылов

ОБ УЛУЧШЕНИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Печатается по авторской рукописи

Январь 1900 г.

В январе и феврале месяцах 1900 г. мне, в качестве представителя от Морского ведомства, пришлось участвовать в комиссии по улучшению средней школы, бывшей под председательством министра народного просвещения Н.П. Боголепова.

Комиссия состояла из 93 человек, труды ее составят несколько томов, но так как то, что было сказано мною, вероятно, или совсем не войдет, или будет переиначено, то я и записываю копии моих кратких речей в том виде, как они были сказаны и переданы секретарю комиссии.

I.  Заседание 10 января 1900 г.

Капитан Крылов. - Может показаться странным, что я - специалист по кораблестроению - решаюсь говорить о классической школе и о типе школы. Но именно потому, что я не могу считаться педагогом, это мое мнение является просто одним из мнений, обычных в обществе.

Главный недостаток классической системы есть ее принудительность. Эта принудительность является потому, что во многих городах есть только классическая гимназия и больше отдать детей учиться некуда. Кроме того, классическая гимназия открывает свободный доступ к высшему образованию - реальная требует конкурсного искуса. Эта принудительность вызывает ту ненависть, то отвращение, которое остается у всех тех, кто должен был учиться латыни и греческому из-под палки, чтобы их потом забыть.

Я сам зубрил: "Ver, cadaver, iter, tuber, citer, piper et раpaver" (весна, труп, путь, нарост, находящийся ближе, перец и мак - лат.), - и даже на трех языках: на французском в Марселе, на русском в Севастополе и на немецком в Риге, за то я и вынес тройное отвращение к латинской и греческой зубристике.

Кому известно, каким процессом формируется ум, и можно ли всех подвести под один шаблон и под один рецепт? Здесь прибегали к метафорам, поэтому и я позволю себе привести один факт.

Перед Ахал-текинской экспедицией собрали докторов и запросили, сколько надо для питания лошади ежедневно жиров, белков, солей и пр. Оказалось - всего 3 3/4 фунта. Напекли галет по 3 3/4 фунта, стали ими кормить лошадей, а лошади стали от голоду дохнуть - приписали это глупости лошади, не понимающей своей пользы.

Не такая ли точно галета наша современная классическая система? Не потому ли так часто и слышишь пожелание: когда-то она кончится?!

Мне кажется, что главный принцип при создании типа школы должен состоять в двух положениях:

  1. свобода выбора школы по индивидуальным способностям учащихся;
  2.  
  3. равноправность школ для дальнейшего продолжения образования.
Так как тот тип, который я себе представляю, не принадлежит к настоящей классической школе, то я попрошу разрешения изложить его при обсуждении типов новой школы.

 

II.  Заседание 18 января 1900 г.

Капитан Крылов. - Вашему высокопревосходительству угодно было приказать говорить о классической школе только то, что еще не было высказано другими ораторами.

Меня не учили ни риторике, ни философии; лишь изредка капитаны с командного мостика под сердитую руку давали нам образцы занозистой элоквенции; поэтому я приучен высказывать истину, хотя бы она была и горькая, говорить правду, хотя бы она и колола глаза, и всякую вещь называть своим именем, не прибегая к обинякам; иначе я не умею ни думать, ни говорить.

Реформе 1871 г. часто ставят в упрек, что она была введена не столько в целях учебно-педагогических, сколько в целях затруднения доступа к высшему университетскому образованию. Разбирать, в какой степени справедливы эти упреки, я не буду, но обыкновенно для подтверждения их ссылаются на известный циркуляр "о сыновьях мелких лавочников, дворников, кухарок".

Когда школа, кроме прямой и единственной своей задачи - просвещать, принимает на себя одну из обязанностей городового - не пущать, то можно ли было ожидать иного результата, нежели тот, для обсуждения которого нас сюда собрали? До какой степени принцип непущания проникает в современную систему, может служить показателем самое название "аттестат зрелости"; нас, всех его не имеющих, считают за незрелых выкидышей, которых нельзя и на пушечный выстрел подпускать к университету, как будто мы своим нечистым дыханием опоганим храм науки.

Приведу для иллюстрации пример из своей жизни: после окончания Морской академии, будучи штатным преподавателем Морского корпуса и репетитором в академии, я пожелал прослушать, в качестве вольнослушателя, некоторые курсы в Петербургском университете. Мое начальство одобрило мое намерение и снабдило меня надлежащими бумагами. И вот когда я в мундире, при сабле и эполетах, с бумагой от начальника Главного морского штаба и от начальника академии и руках явился в университет, то с меня - офицера, явившегося в полной парадной форме, - потребовали две фотографические карточки с печатью и чуть не хотели обмерить по бертильоновской системе, точно какого-нибудь преступника; и это потому, что я пришел учиться.

До какой степени дух "непущания" вкоренен в приверженцев классической системы, видно из того, что и в нашей комиссии раздавались голоса * о том, чтобы реалистов не допускать в университет, и как мотив приводилось опасение, что такое допущение могло бы вызвать переполнение существующих университетов и могло бы потребовать основания новых; как будто бы об этом страшно и подумать у нас, где на 15 миллионов жителей приходится но одному университету; а ведь 15 миллионов есть совокупное население пяти государств: Швеции, Норвегии, Дании, Голландии и Швейцарии…

* В.В. Латышев - член Академии наук. - А.К.

 


Воспроизведено по изданию:
Академик А.Н. Крылов. Воспоминания и очерки. Изд. АН СССР, М., 1956 г., стр. 693


VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!