Академик Алексей Николаевич Крылов

ОБ АРЕНДЕ РУССКИХ ЗАВОДОВ ИНОСТРАНЦАМИ

Подано в виде доклада морскому министру И.К. Григоровичу с пометкой "конфиденциально"

Весна 1910 г.

В последнее время в газетах появляются заметки о предложении иностранных фирм взять или в аренду, или на иных условиях казенные заводы Морского ведомства и исполнить всю программу судостроения за свой счет с рассроченною на долгий срок уплатою.

При этом упоминается, что этот проект проводится помимо Морского министерства и встречает сочувствие в "высших сферах", как избавляющий и от прямого займа и от чрезмерного повышения морского бюджета во время исполнения намеченной судостроительной программы,

С другой стороны частная промышленность также поднимает поход против казенных заводов, через посредство Лиги обновления флота, вынесшей резолюцию о нежелательности затрат на расширение казенных заводов.

Можно предвидеть, что оба предложения найдут сочувственный отклик в министерствах финансов и торговли и промышленности. Кроме того, надо ждать, что второе из них будет поддерживаться и в Государственной думе и в Государственном совете заинтересованными в нем представителями обоих учреждений.

Первое предложение неприемлемо по следующим причинам.

1. Оно отдает во власть иностранных предпринимателей восстановление флота; они же будут заботиться не о боевой его силе, которая им даже вредна, а о своей собственной наживе, и, следовательно, от них будут зависеть как качества судов, так и сроки их готовности.

2. Оно открывает иностранцам все технические секреты государственной обороны даже в мелочных деталях их исполнения, выработанных как опытом предшествующих лет, так неоцененным опытом войны.

3. Морское министерство даже в случае явного неисполнения столь могущественным синдикатом (связанным как с самыми крупными фирмами, так и с самыми влиятельными банками) принятых обязательств будет не в силах принудить их к исполнению, так как это немедленно и неизбежно поведет к дипломатическому вмешательству.

Итак, с технической стороны это предложение представляет длительное государственное обязательство, отдающее во власть и под контроль иностранцев существенную часть государственной обороны.
4. С финансовой стороны предложение это в сущности представляет заем под совершенно неопределенный, а следовательно, и недопустимый, процент.

5. Морское министерство не должно допускать принятия этого предложения в Совете министров, так как все нарекания падут не на "объединенное правительство", а на Морское министерство. В Государственной думе и в Государственном совете начнутся запросы, и продолжительные их обсуждения на долгое время задержат все воссоздание флота.

Домогательства частной промышленности и ее поход против казенных заводов объясняются следующими обстоятельствами.
1. В деле о стали высшего сопротивления частная промышленность убедилась, что казенные заводы, даже при несовершенстве их оборудования, являются регуляторами как качества изделий, так и их цены.

2. В деле о башнях привлечение казенного завода разбило сделанное самими частными заводами распределение между собою огромного заказа по высокой цене.

3. Совершенствование казенных заводов заставляет частные заводы прогрессировать, а следовательно, нести и сопряженные с этим прогрессом затраты.

4. Наличие хорошо оборудованных казенных заводов не дает возможности существующим синдикатам диктовать свои условия Морскому министерству, а, напротив, вынуждает их подчиняться требованиям Морского министерства, вызываемым необходимостью обеспечить судам и предметам вооружения надлежащие боевые качества.


 


Воспроизведено по изданию:
Академик А.Н. Крылов. Воспоминания и очерки. Изд. АН СССР, М., 1956 г., стр. 727


VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!