ПРИРОДА

Новые книги

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]

НОВОСТИ НАУКИ

Продлен проект SOHO
Странности в распределении галактик. Вибе Д.З.
Озера на Титане
Двойной вихрь на южном полюсе Венеры
Как выявить «горячие» темы в физике?
Повышенная пластичность углеродных нанотрубок
Светодиоды живут долго и «умирают» медленно
Молекула-мотор
В подражание геккону
Спиновый транзистор против обычного
Эволюция растительноядности у ящериц. Семенов Д.В.
Каннибализм у ложной кобры
Необычная камбала из прикурильских вод. Орлов А.М.
Мониторинг китовых акул
Ветер порождает акустические волны
Уроки цунами
Механизм Калининградского землетрясения
Снова о колебаниях климата. Померанец К.С.
Останки первых африканских рабов найдены в Мексике
200 лет кругосветки Крузенштерна. Кеерус Л.

Космические исследования

Продлен проект SOHO

На совещании научного программного комитета Европейского космического агентства, состоявшемся в мае 2006 г., одобрено продление до декабря 2009 г. работы космической солнечной и гелиосферной обсерватории SOHO (Solar and Heliospheric Observatory). Ранее предполагалось, что проект будет завершен в апреле 2007 г.

С момента запуска, состоявшегося 2 декабря 1995 г., SOHO ежедневно передает на Землю беспрецедентно подробную информацию о Солнце, причем не только о стороне, обращенной к нам, но и об обратной, невидимой в данный момент (получаемую по сейсмологическим данным). Несмотря на более чем десятилетнее пребывание в космосе, SOHO работает практически безупречно, следя за активностью дневного светила и поставляя подробные данные о событиях, происходящих на поверхности Солнца и в его недрах. За это время результатами наблюдений космической солнечной обсерватории воспользовалось в своих исследованиях более 2300 ученых, опубликовавших около 2400 научных статей; за последние два года ежедневно в печать принималась по крайней мере одна статья, основанная на данных этой космической обсерватории.

В течение ближайших двух лет к SOHO на орбите присоединятся пять новых солнечных космических аппаратов. Японское аэрокосмическое агентство (ISAS/JAXA) разработало зонд “Solar B”, который должен быть запущен в конце 2006 г. В 2007 г. ESA (Европейское космическое агентство) запустит аппарат “Proba-2”, предназначенный для проверки некоторых технологических новшеств; на нем будут установлены инструменты для исследований Солнца, в частности прибор для наблюдений за движением солнечных выбросов в космическом пространстве. В NASA на конец 2006 г. запланирован запуск пары космических аппаратов STEREO, а на 2008 г. - зонда “Solar Dynamics Orbiter”. Однако эта значительная эскадра не сведет SOHO со сцены: ни на одном из этих аппаратов не будет ничего подобного уникальному коронографу SOHO, позволяющему изучать разреженную внешнюю атмосферу Солнца.

Запуск перечисленных космических аппаратов знаменует собой начало выполнения международной программы ILWS (International Living With a Star), направленной на долговременное изучение Солнца, а также его влияния на Землю и другие планеты Солнечной системы. Пиком программы ILWS станет запуск в 2015 г. зонда “Solar Orbiter” (ESA), который предстоит разместить на близкой к Солнцу орбите, позволяющей получать крупномасштабные снимки мощных процессов на нашей звезде.

Астрофизика

Странности в распределении галактик

Вскоре после открытия квазаров ученые осознали, что по спектрам этих объектов можно изучать не только их собственные свойства, но и свойства газа, оказавшегося на линии между квазаром и наблюдателем. Квазар насквозь просвечивает попавшие на луч зрения галактики, подобно лучу рентгена, и доносит до нас информацию об их химическом составе и внутренних движениях. Около 10 лет назад в распоряжение астрономов попал еще один вид “маяков” - послесвечение гамма-всплесков. По удаленности всплески соперничают с самыми далекими квазарами, и потому спектры их послесвечений по объему информации о встреченных галактиках не должны уступать спектрам квазаров.

Этот вывод решили проверить Г.Прохтер (G.Prochter; Калифорнийский университет Санта-Круз, США) и его коллеги. Они провели обзор линий поглощения ионизованного магния в спектрах 50 тыс. квазаров и сравнили результаты с частотой встречаемости этих линий в спектрах послесвечений 14 гамма-всплесков, обнаруженных с помощью космической обсерватории “Swift” (NASA).

Результат оказался совершенно неожиданным (http://arxiv.org/abs/astro-ph/0605075). Данные наблюдений свидетельствуют, что линии MgII рождаются в межзвездной среде довольно крупных галактик. Подсчеты Прохтера и его соавторов показали, что таких галактик на луче зрения перед гамма-всплесками встречается примерно в четыре раза больше, чем перед квазарами. Точнее, в среднем перед каждым гамма-всплеском оказывается по одной галактике, а среди квазаров признаки существования галактики проявляются лишь у каждого четвертого. Конечно, выборка гамма-всплесков очень мала, но даже в этом случае предположение, что мы имеем дело со статистическим выбросом, отвергается на 99.9%.

Свойства распределения галактик не должны зависеть от того, какой именно “маяк” мы используем для просвечивания Вселенной. Гамма-всплески - “разовые” явления, связанные, по-видимому, со вспышками сверхновых (по крайней мере, та их конкретная разновидность, которая исследована в работе Прохтера). Квазары, напротив, светятся постоянно и представляют собой, вероятно, аккреционные диски вокруг сверхмассивных черных дыр в ядрах молодых галактик. Совершенно неясно, почему галактики на луче зрения должны иметь какую-либо связь с природой фонового источника. Авторы признают, что их выводы основаны на допущениях, которые могут оказаться неверными, и сами предлагают несколько объяснений своего результата. Во-первых, галактики, просвечиваемые квазарами и гамма-всплесками, содержат не только газ, но и пыль. Для менее ярких квазаров поглощение их света пылью может оказаться “чрезмерным” - мы их просто не увидим. Во-вторых, не исключено, что линии магния в спектрах гамма-всплесков рождаются в их собственных оболочках, а не во встречных галактиках. В-третьих, не исключено, что встречные галактики гравитационно линзируют излучение квазаров и гамма-всплесков, но по каким-то причинам этот эффект по-разному сказывается на них. Ни одно из этих объяснений пока не находит наблюдательного подтверждения, но и отвергнуть их в настоящее время тоже нельзя. Авторы возлагают большие надежды на новые наблюдения гамма-всплесков, которые будут проведены во время продленной миссии “Swift”.

© Вибе Д.З.,
доктор физико-
математических наук

Планетология

Озера на Титане

Исследования Титана - спутника Сатурна и крупнейшей луны в Солнечной системе, - проведенные с использованием космического зонда “Cassini” (NASA/ESA), выявили целый ряд интересных особенностей его поверхности, в том числе расщелины, похожие на речные русла. Наличие “рек” предполагает существование и значительных резервуаров некой жидкости, однако прежние гипотезы о гигантском углеводородном океане на Титане наблюдательного подтверждения не нашли. По всей видимости, жидкость на поверхности спутника сосредоточена в нескольких довольно больших “озерах”, свидетельства существования которых были получены во время сближения “Cassini” с Титаном 22 июля 2006 г.

В этот день аппарат провел локацию северного полюса Титана. Там сейчас зима, и углеводороды (скорее всего, метан) имеют больше шансов оказаться в сжиженном состоянии. На изображениях, полученных с расстояния в 950 км, видны, конечно, всего лишь темные пятна и полосы, однако выглядят они в точности так, как выглядели бы озера: почти черный цвет и резко очерченные края, говорящие о том, что эти участки поверхности заполнены именно жидкостью. Измерения теплового излучения этих пятен показали, что они немного теплее “береговой линии”, чего, вероятно, не было бы, будь эти пятна сформированы метановым льдом. На краях “озер” видны следы эрозии, как если бы их береговая линия постоянно изменялась.

Титан больше других тел Солнечной системы заслуживает сравнения с Землей: не только в его рельефе, но и в климате обнаружено много явлений, которые встречаются и на Земле - облака, дожди, туманы. Когда 14 января 2005 г. на поверхность Титана спустился зонд “Hyugens”, там, вероятно, моросил легкий метановый дождик. На это указывает вертикальный профиль температуры, давления и концентрации метана, построенный Т.Токано (T.Tokano; Институт геофизики и метеорологии Кёльнского университета, Германия). Зонд пробил два слоя облачности - облака с метановыми льдинками, а ниже - облака с капельками метана и жидкого азота. Численные модели облачного покрова Титана предсказывают, что иногда там могут идти и мощные метановые ливни. По-видимому, ливни и озера - ключевые элементы круговорота метана в природе Титана.

Планетология

Двойной вихрь на южном полюсе Венеры

В апреле 2006 г. приступил к работе космический аппарат “Venus Express”, созданный Европейским космическим агентством. На окончательную рабочую орбиту аппарат перешел 7 мая 2006 г. Орбита довольно вытянутая: за 24-часовой период “Venus Express” то приближается к поверхности планеты на 250 км, то удаляется от нее на 66 тыс. км. Однако первые несколько дней аппарат провел возле Венеры на еще более экстремальной траектории: на переходной орбите его удаление от поверхности планеты менялось от 350 км до 400 тыс. км. Такое расположение предоставило ученым уникальную возможность понаблюдать планету издалека и составить первое представление о глобальных движениях венерианской атмосферы еще до того, как аппарат приблизился к ней и начал более детальное обследование.

Уже первые снимки венерианских облаков в инфракрасном, видимом и ультрафиолетовом диапазонах выявили некоторые интересные атмосферные образования. Самое поразительное из них - двойной атмосферный вихрь над южным полюсом (северный полюс Венеры по отношению к ее орбите расположен так же, как и Северный полюс Земли). Нечто подобное раньше удалось зафиксировать и на северном полюсе Венеры, теперь же ясно, что парные циклоны существуют на обоих полюсах планеты.

Как известно, высокоскоростные ветры несутся вокруг Венеры с востока на запад, совершая полный оборот за четыре дня. Такое “сверхвращение” наряду с естественным круговоротом горячего воздуха в атмосфере действительно может привести к образованию вихревой структуры над каждым полюсом. Но почему вихри двойные? “Мы пока не можем объяснить, почему глобальная атмосферная циркуляция на Венере приводит к образованию не одиночных, а двойных циклонов на полюсах, - говорит Х.Сведхем (H.Svedhem; проект “Venus Express”). - Но миссия только началась, и мы вправе ожидать от нее решения не только этой, но и многих других загадок Венеры”.

Организация науки. Физика

Как выявить “горячие” темы в физике?

Ответить на этот вопрос и помочь молодым ученым в выборе области исследований может новая методика, предложенная М.Банксом (M.Banks; Институт физики твердого тела им.Макса Планка в Штутгарте, Германия) (http://arxiv.org/abs/physics/0604216; http://physicsweb.org/articles/news/10/5/4/1). В ее основу положен h-индекс, введенный в 2005 г. Й.Хиршем в качестве способа количественной оценки вклада в науку каждого ученого по числу цитирований его статей2. Например, h-индекс равен 10, если у исследователя 10 публикаций, и на каждую из них ссылались по крайней мере 10 раз. Метод Банкса заключается в применении подобного подхода не к автору статей, а к отдельным темам или химическим соединениям, упомянутым в резюме публикации. Так, h-b-индекс равен 10, если по данной теме имеется 10 статей, каждая из которых цитируется хотя бы 10 раз. Новый показатель вычисляется при просмотре базы данных ISI Web of Science, что занимает всего несколько минут - это время уходит на поиск по теме и сортировку результатов по срокам цитирования.

Так как некоторые темы и соединения оказываются более “долгоживущими”, Банкс делит h-b-индекс на число лет, в течение которых публиковались статьи по теме или соединению. В результате получается m-индекс, который показывает, как много исследователей активно работают в этой области сейчас. Согласно новой методике, самое “популярное” ныне химическое соединение - С60 (m = 5.2), на втором месте - нитрид галлия (2.12). В списке “ходовых” тем главенствуют углеродные нанотрубки (12.85), за ними следуют нанопроволоки (8.75), квантовые точки (7.84), фуллерены (7.78), гигантское магнитосопротивление (6.82), М-теория (6.58) и квантовые вычисления (5.21).

Банкс считает, что область исследований можно назвать “горячей”, если m больше 3. Если при большом значении m велика и величина h-b (более 100), значит, популярная в прошлом тема не “остыла” и сейчас (примеры - пористый кремний и спиновые стекла). Малое значение m при большом h-b свидетельствует, что научная область, актуальная ранее, перестала быть таковой (например, перовскиты и аморфный кремний). Такая классификация дает полезный критерий для сравнения различных областей при распределении грантов, однако Банкс предостерегает, что он не должен быть единственным в оценке важности той или иной темы.

Повышенная пластичность углеродных нанотрубок

Расчеты показывают, что максимальная величина растяжения на разрыв для однослойных углеродных нанотрубок равна 20%, однако на практике их разрыв наблюдают уже при растяжении ~6%. В недавних экспериментах, выполненных группой американских исследователей, показано, что при повышенных температурах (~2000°С) величина растяжения на разрыв может достигать сотен процентов, при этом диаметр образцов значительно уменьшается. Нанотрубки с начальной длиной 24 нм и диаметром 12 нм испытывали на разрыв, наблюдая за их деформацией с помощью просвечивающего электронного микроскопа, оснащенного пьезоманипулятором, который служил для приложения к образцу продольного усилия. В момент разрыва длина нанотрубки достигла 91 нм (т.е. растяжение составило 280%), а диаметр - 0.8 нм. Данный эффект может быть использован при создании новых композитных материалов.

Nature. 2006. V.439. №7074. P.281 (Великобритания);

Физика

Светодиоды живут долго и “умирают” медленно

Хотя светодиоды известны с начала 1960-х годов, долгое время их использовали в основном лишь для подсветки экранов калькуляторов, информационных мониторов в аэропортах, дисплеев мобильных телефонов. Большой спрос на последние подстегнул десятки компаний вложить деньги в совершенствование технологических разработок светодиодов, в частности на нитриде галлия. И вот теперь эти приборы выходят из своей узкой ниши. Уже в ближайшее десятилетие на них может перейти вся осветительная техника (Светодиодному освещению - зеленая улица // Природа. 2006. №7. С.82) (как в фотографии пленочные камеры за очень короткое время сменились цифровыми), экраны на светодиодах могут составить конкуренцию плазменным и жидкокристаллическим. Чем большие области применения будут отвоевывать светодиоды, тем больше компаний будет включаться в финансирование их разработок. Правда, рост выпуска этих приборов, составлявший в 2001-2004 гг. около 40% в год, снизился в 2005 г. до 6%, составив 3.9 млрд долл., однако скорее всего это вызвано насыщением рынка мобильных устройств, который потреблял 52% всех светодиодов. Зато ожидается новый скачок роста в связи с новыми сферами применения: в автомобильных фарах, теле- и компьютерных мониторах, домашних и уличных источниках освещения.

Светодиоды имеют несколько преимуществ перед лампами накаливания: их спектр излучения близок к солнечному; они долговечны (срок службы более 10 лет) и “умирают” медленно, снижая яркость постепенно, а потому не оставят вас в темноте внезапно, как лампы накаливания. Потенциально светодиоды могут иметь лучшее соотношение стоимость/эффективность в сравнении с обычными лампами, причем существенное совершенствование новых источников света происходит в последние два года. Согласно данным Министерства энергетики США, лампы накаливания “выдают” 15 лм на потребляемый ватт электроэнергии, лампы дневного света - 60, а современные светодиоды - 35. Однако в 2006 г. компания “Cree” (США) начала выпускать приборы, вырабатывающие 86 лм/Вт, и уже создала опытные образцы, показавшие 131 лм/Вт! Это означает, что светодиоды будут создавать требуемое освещение при энергетических затратах, в восемь раз меньших, чем лампы накаливания, и вдвое меньших, чем лампы дневного света.

Физика. Техника

Молекула-мотор

Машины нанометровых размеров, над созданием которых сейчас плодотворно трудятся специалисты, нуждаются в двигателях. Недавно группа голландских ученых продемонстрировала работу молекулярных наномоторов, правда, пока лишь для коллективного вращения объектов микрометровых размеров - стеклянных палочек длиной 28 мкм, плавающих на поверхности жидкокристаллической пленки (Vicario J. et al. // Nature. 2006. V.440. P.163).

Молекулярный наномотор:

1 - структура молекулы-мотора;
2 - текстура поверхности жидкокристаллической пленки, содержащей большое количество таких молекул;
3 - вращение стеклянной палочки (промежуток времени между снимками 15 с).
Длина масштабной линейки 50 мкм.

Роль двигателей сыграли специально сконструированные органические молекулы со спиральной правовинтовой структурой - одна часть молекулы работала ротором, другая - статором, а функцию оси вращения выполняла двойная связь C=C.

Молекулы поместили в жидкокристаллическую пленку полигональной текстуры (с концентрацией 1 вес.%) при комнатной температуре и облучили ультрафиолетом (l = 365 нм). Благодаря фотохимической изомеризации спиральность молекул поменялась на левостороннюю, и в пленке возникли вращательные движения - мотор начал работать. Вместе с веществом жидкокристаллической пленки вращались и расположенные на ее поверхности стеклянные палочки. (Исследование рельефа поверхности методом бесконтактной силовой микроскопии показало, что высота “волн” достигала 20 нм.) Постепенно затухая, вращение прекратилось примерно через 10 мин; однако после выключения источника света оно возобновилось - теперь уже в другом направлении.

Теперь задача состоит в том, чтобы заставить молекулярные моторы вращать объекты не микро-, а нанометровых размеров, причем не коллективно, а индивидуально.

В подражание геккону

Людей всегда удивляло умение древесных ящериц гекконов легко бегать по стенам и потолкам. Какие только ни предлагались объяснения - и научные, и просто фантастические (наличие на лапах присосок или крючочков, выделение клея, разрежение воздуха под пальцами благодаря действию особых пластинок на них и др.) (см., напр.: Как поймать геккона // Природа. 2005. №12. С.68). Несколько лет назад выяснилось, что механизм такого прочного сцепления обусловлен силами межмолекулярного взаимодействия. Щетинки на лапах гекконов расщеплены на лопатообразные волоски из b-кератина размером 100-200 нм, и возникающие между ними и поверхностью силы Ван-дер-Ваальса создают прочность сцепления около 10 Н/см2.

Группа американских исследователей (Yang Zhao, Tao Tong et al. // J. Vac. Sci. Technol. B. 2006. V.24. P.331-335) показала, что если бы удалось вырастить искусственные щетинки с диаметром волосков менее 100 нм, то адгезия была бы даже лучше, чем у гекконов. Однако, используя полимеры и некоторые другие материалы, ученые хотя и добились определенных успехов, рекорда гекконов все же не достигли. Тогда они обратились к углеродным наноматериалам. Теоретически массивы многостенных нанотрубок диаметром 20-30 нм и плотностью ~1011-1012 штук/см2 могли бы обеспечить адгезию более 500 Н/см2. Подтверждали это и некоторые микроскопические исследования, но сила сцепления для макрообъектов оказалась существенно слабее, чем у гекконов, видимо, из-за неидеального контакта с неровной поверхностью.

И вот недавно упорная работа научного коллектива увенчалась успехом. Каталитическим методом осаждения из паровой фазы выращены вертикально ориентированные трубки высотой 5-10 мкм, массивы которых обеспечили высокую адгезию на макроуровне. Полученные на подложках из кремния (толщиной 500 мкм) образцы прижимали с усилием в 2 кг к различным поверхностям (стеклу, Au, GaAs, Si) площадью 4-8 мм2. Затем измеряли прочность сцепления в нормальном направлении и при сдвиге. Максимальной величина адгезии оказалась у стеклянной поверхности - 11.7 Н/см2 в нормальном направлении (площадь контакта 4 мм2) и 7.8 Н/см2 при сдвиге (площадь контакта 8 мм2). Выяснилось, что сила сцепления находится в обратной зависимости от площади контакта (скорее всего, из-за того, что грубая поверхность довольно толстой и жесткой Si-подложки не обеспечивает прилипания по всему участку соприкосновения с короткими нанотрубками) и от высоты нанотрубок (для хорошей адгезии они должны быть не длиннее 30 мкм, оптимально - 5-10 мкм, в противном случае их концы переплетаются между собой).

Важно, что “сухие клеи” из многостенных трубок, в отличие от полимерных, хорошо проводят тепло и электричество. Однако до легкости, с которой геккон “приклеивает” и “отклеивает” лапы, новым материалам пока еще далеко. Добиться лучших результатов позволит, возможно, использование одностенных нанотрубок и гибких подложек.

Электроника

Спиновый транзистор против обычного

В отличие от большинства видов транзисторов, спиновый не имеет принципиальных ограничений на энергию переключения. Дело в том, что его действие базируется на управляемой потенциалом затвора прецессии спина, а на нее энергия не тратится. (Для сравнения: у полевого кремниевого транзистора, основанного на заряде, ее предел равен приблизительно kT на один электрон.)

Идея спинового транзистора выглядит так. Спиновые фильтры (в качестве которых могут служить ферромагнитные материалы) на контактах истока и стока пропускают спины только одной ориентации - для остальных существует высокий потенциальный барьер. Исток и сток намагничены противоположным образом. Если напряжение к затвору не приложено, то за время прохождения электроном канала транзистора спин не успевает изменить свою ориентацию (время его релаксации велико), и электрон из истока в сток не попадает - транзистор закрыт. При подаче напряжения время релаксации мало, спин переворачивается, и электрон поступает в сток - транзистор открыт.

Главным препятствием на пути создания такого прибора было отсутствие структур, в которых с помощью небольшого напряжения на затворе можно быстро менять ориентацию спина. Недавно канадские и американские специалисты (Hall C.K., Flatte M.E. // Appl. Phys. Lett. 2006. V.88. P.162503-162505) показали, что для этих целей можно использовать (100) InAs: в квантовых ямах на его основе переворот спина происходит на порядок быстрее, чем в квантовых ямах на основе GaAs. Чтобы довести время прецессии до 10 пс, достаточно напряжения на затворе ~0.1 В. В этом случае длина канала, необходимая для пролета со скоростью 107 см/с, составляет 1 мкм. Конечно, такой транзистор нельзя назвать миниатюрным. Впрочем, идеальных инжекторов со степенью поляризации, близкой к 100%, тоже пока не существует. Тем не менее, по расчетам исследователей, энергия переключения спинового транзистора (с учетом потерь в цепи) все равно меньше, чем кремниевого полевого.

Эволюция растительноядности у ящериц

Лавинообразное накопление современных данных о филогении пресмыкающихся позволяет не только кардинально пересмотреть таксономическую структуру класса Reptilia, но и по-новому взглянуть на эволюцию различных аспектов биологии этих животных. В частности, сопоставление сведений о родственных связях различных таксонов ящериц изменяет классические представления об эволюции их растительноядности.

Вообще растительноядных видов пресмыкающихся совсем немного. Среди змей и крокодилов вегетарианцев нет совсем. Из ящериц лишь отдельные виды игуан, варанов, тейид полностью перешли на питание травами и плодами. Несколько в большей степени растительноядность распространена среди сухопутных черепах. Вот и весь список. Правда, были еще многочисленные растительноядные динозавры…

Считается, что столь слабое использование растительных кормов пресмыкающимися прямо связано с низкой энергетической ценностью такой пищи. Ведь из-за своей холоднокровности рептилии особенно зависят от внешних источников энергии. Поэтому до последнего времени принималось за правило, что растительноядность у пресмыкающихся могла возникнуть лишь в условиях благоприятного теплого климата и одновременно с увеличением размеров животных (чем крупнее организм, тем относительно меньше энергии требуется для поддержания его жизнедеятельности). Этому правилу вполне соответствовали динозавры, да и самые известные современные растительноядные виды относятся к числу наиболее крупных и распространены в тропиках.

Однако изучение малоизвестных южноамериканских лиолемовых ящериц, недавно выделенных в самостоятельное семейство Liolaemidae, полностью опровергает такие представления. Это семейство насчитывает около 170 видов, и 34 из них считаются растительноядными - это больше, чем среди всех остальных ящериц, вместе взятых!

Герпетологи Р.Эспиноза с коллегами и Л.Витт сопоставили новейшие данные о филогенетике лиолемусов с материалами об их экологии и пришли к интересным выводам (Espinosa R. et al.; Vitt L. // Proc. Nat. Acad. Sci. USA. 2004. V.101. №48. P.16713-16714, 16819-16824). Проведенные ими расчеты показывают, что растительноядность независимо возникала в ходе эволюции лиолем восемь или девять раз, а скорость этого процесса была в 66 раз выше, чем у других ящериц. И при этом лиолемы - совсем мелкие пресмыкающиеся (длина тела не превышает 10 см). Кроме того, травоядные представители семейства встречаются даже в более холодных местах обитания, чем их насекомоядные сородичи, - высоко в горах и на высокоширотных островах. Переход к растительной пище в таких местах мог быть связан с тем, что здесь слишком мало насекомых, и ящерицы просто были вынуждены приспосабливаться к другим кормам.

Еще одно объяснение необычной эволюции растительноядности у лиолем предлагает Витт. Он обращает внимание на тот факт, что лиолемы относятся к эволюционной группе игуановых ящериц, у которых преобладает визуальная ориентации и при охоте, и при социальных контактах. В другой эволюционной ветви - склероглоссовых ящериц (к ним относятся гекконы, сцинки, настоящие ящерицы и многие другие) - ориентация в значительной степени основана на химических сигналах, т.е. эволюционно более продвинутые склероглоссовые ящерицы используют при охоте не только зрение, но и обоняние. А это делает охоту более эффективной, особенно там, где ко́рма мало.

Так вот, в местах обитания лиолем нет склероглоссовых ящериц! Значит, нет более эффективных конкурентов. Именно это, по мнению Витта, способствует развитию растительноядности ящериц на юге Южной Америки - этого менее результативного способа выживания в условиях нехватки корма. Им же отмечена и еще одна особенность лиолем: у растительноядных представителей группы более продолжительный период активности, т.е. они компенсируют низкую калорийность пищи более длительным периодом ее потребления.

Основной вывод - эволюционное возникновение травоядности у пресмыкающихся не может быть объяснено единой простой схемой. Разные группы рептилий в различных условиях среды приходили к вегетарианству своими путями, используя разные физиологические и поведенческие адаптации.

© Семенов Д.В.,

Зоология

Каннибализм у ложной кобры

Каннибализм - явление, мало распространенное среди змей. По крайней мере в природных условиях. Редкие его проявления обычно отмечаются в неволе, когда змеи живут в стесненных, скученных условиях и, случается, заглатывают сородича по ошибке (например, когда вдвоем набрасываются на одну и ту же добычу). Тем ценнее наблюдения австралийских натуралистов из штата Западная Австралия Б.Мэрьяна и Г.Гэйхорста (B.Maryan, G.Gaikhorst).

В обоих случаях они наблюдали ложную кобру Pseudonaja a.affinis. Эта аспидовая змея, достигающая двухметровой длины, прекрасно освоилась в местах, преобразованных человеком. Довольно обычна она и вблизи домов. Несмотря на ядовитость, приносит даже определенную пользу, сдерживая численность разнообразных грызунов. Однако псевдонайи совсем не специализируются на мышах и крысах. Напротив, они - яркий пример пищевого генерализма. Фактически, эти змеи нападают на любой подвижный объект подходящих размеров - самых разнообразных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся. Авторы описывают удивительный случай, когда самец ложной кобры пытался пообедать… черепахой! Змея уже успела заглотнуть голову и шею, а 30-сантиметровый панцирь оказался, видимо, серьезным препятствием для продолжения трапезы.

Впрочем, разнообразие пищевых пристрастий этой псевдонайи было известно давно. А вот о каннибализме сообщается впервые.

В первом случае владелец сада заметил борющихся змей. Это были самцы сходных размеров тела - около 110 см. Борьба завершилась тем, что один из самцов захватил голову другого и стал заглатывать. Процесс поедания длился 40 мин.

В другой раз наблюдали полутораметрового самца, ползущего вдоль забора. Внезапно он сделал резкий рывок и бросился на оказавшуюся поблизости псевдонайю несколько меньших размеров (ее пол определить не удалось). Аспиды начали ожесточенную схватку, причем оба противника наносили друг другу жестокие укусы. Через 10 мин более крупный самец оттащил сородича в укромное место и там начал его заглатывать.

Интересно сопоставить эти описания с широко известными “танцами” змей - ритуальной схваткой самцов в брачный сезон. Такие танцы известны у самых разных представителей змеиного царства, и общее у них то, что противники не пускают в ход зубы и не наносят друг другу физических увечий. В ситуациях же, описанных австралийскими натуралистами, речь идет, конечно, не о рыцарских поединках, но о жестокой охоте на соплеменников.

The Western Australian Naturalist. 2005. V.25. №1. P.37-40 (Австралия).

Зоология

Необычная камбала из прикурильских вод

Межвидовые гибриды рыб давно выращивают в рыбоводных хозяйствах, в природе же они встречаются нечасто, особенно те, что относятся к семейству камбаловых. Известны случаи скрещивания морской камбалы (Pleuronectes platessa) с камбалой-ершом (Hippoglossoides platessoides), с атлантическим палтусом (Hippoglossus hippoglossus), с западноевропейской камбалой (Platychthys flesus), а также последнего вида с североатлантической лимандой (Limanda limanda) и др. Более распространены гибриды звездчатой (Platichthys stellatus) и двухцветной (Kareius bicoloratus) камбал - они обитают в прибрежных водах Японии. А гибриды звездчатой камбалы и парофриса (Parophrys vetulus) встречаются в северо-восточной части Тихого океана столь часто, что даже “заслужили” биноминальные латинское (Parophrys ichyrus) и английское (hybrid sole - гибридная камбала) названия. В российских же дальневосточных бассейнах сведения о находках межвидовых гибридов камбаловых долгое время отсутствовали.

В 1998 г. в акватории Курильских о-вов, к юго-востоку от о.Онекотан, в улове с глубины 400-572 м обнаружена необычная камбала длиной 62 см и массой 2.7 кг, которая по своим признакам не соответствовала ни одному из 20 видов семейства, встречающихся в этом районе. Предположив, что пойманная особь имеет гибридную природу, специалисты стали искать родительские виды.

Форма и размер рта выловленной рыбы свидетельствовали, что по крайней мере один из родителей должен принадлежать к группе “малоротых” камбал. В районе исследований постоянно обитают три их вида: глубинная камбала (Embassichthys bathybius), малорот Стеллера (Glyptocephalus stelleri) и дальневосточный малорот (Microstomus achne). Однако у глубинной камбалы и малорота Стеллера тело очень тонкое, а у гибрида довольно толстое. К тому же у глубинной камбалы слепая сторона и грудные плавники светлые, а у гибрида - темные; зрячая сторона у глубинной камбалы пестрая, а у гибрида - однотонная. Кроме того, хорошо заметная выпуклая боковая линия на обеих сторонах тела изучаемой особи - признак, которым из данных трех видов обладает только дальневосточный малорот. Так был определен первый родитель гибрида. Толстое массивное тело пойманного экземпляра, его однотонная окраска и наличие мелких “бородавок” на зрячей стороне тела однозначно указывали, что второй родитель - бородавчатая камбала (Clidoderma asperrimum).

Данные выводы подтверждаются также сведениями о предельных размерах родительских видов: максимальная известная длина дальневосточного малорота составляет 60 см, бородавчатая камбала несколько крупнее - 62 см.

Таким образом, обнаруженный экземпляр стал первым зарегистрированным случаем естественной гибридизации между глубоководными видами камбал в дальневосточных водах России.

© Орлов А.М.,
доктор биологических наук

Охрана природы

Мониторинг китовых акул

Китовая акула (Rhincodon typus) - этот миролюбивый гигант, достигающий 18 м при массе ~10 т, - обитает в теплых водах Мирового океана, за исключением Средиземного моря. Будучи совершенно не опасным для людей, это планктоноядное животное, фильтруя воду, поглощает около 1 т планктона в сутки. Однако китовая акула рискует исчезнуть еще до того, как удастся изучить ее биологию и роль в Мировом океане.

Этот вид акул чрезвычайно мобилен и проводит основную часть жизни в открытом океане, совершая погружения на 1000 м. В определенные сезоны, когда воды становятся особенно богаты планктоном, акулы собираются группами из нескольких особей вблизи побережий. Крупные их скопления зафиксированы между октябрем и январем в Джибути, у берегов залива Таджура (Индийский океан). Почему они здесь собираются? Держатся ли они там круглый год или мигрируют в иные места (китовых акул уже встречали у Мальдивских, Сейшельских о-вов, у о.Мадагаскар)? На подобные вопросы с 2003 г. ищет ответы ассоциация “Мегаптера” в партнерстве с Обществом сохранения морской среды и местным туроператором. Накопив большой опыт в акциях по защите китов, эта ассоциация, созданная в 1998 г., приступила с конца 2005 г. к реализации своей амбициозной программы “Китовые акулы: послы океанов”. Участники программы в сотрудничестве с властями Джибути и Мадагаскара, местным населением и волонтерами-экологами при поддержке Фонда природы и открытий помогут углубить знания по общей биологии и жизненному циклу вида. Эта задача решается с использованием фотосъемок, а также информации, получаемой с буев-маяков, размещенных в местах скоплений китовых акул. Поскольку программа носит долговременный характер, рыбопромысловиков призывают не загрязнять среду обитания этих гигантов, не подрывать их кормовую базу. Среди местного населения и туристов распространяются информационные материалы и “устав”, определяющий порядок наблюдений за китовыми акулами, подходящими к берегам. Первая международная конференция по китовым акулам состоялась в Австралии в мае 2005 г., а в январе 2006 г. в Джибути уже был доставлен буй-маяк “Аргос”.

Terre Sauvage. 2006. №214. P.54 (Франция);
www.megaptera-oi.org

Ветер порождает акустические волны

Завихрение в циркуляции ветров над горным рельефом способно вызывать локальный разогрев атмосферы до 1000°С, простирающийся на высоту в несколько сотен километров! Столь впечатляющий результат, полученный американскими геофизиками Р.Уолтершейдом и М.Хайки (R.Walterscheid, M.Hickey), основан на численной модели, описывающей воздействие рельефа на ветры различной силы. Согласно их выводам, завихрения воздушных потоков, обусловленные топографией рельефа, могут при определенных условиях приводить к возникновению высокочастотных акустических волн. Вертикально уходя в атмосферу, эти волны диссипируют на уровне от 200 до 350 км, высвобождая тепло. Такой механизм способен объяснить аномально высокие температуры над вершинами Перуанских Анд или Скалистых гор (штат Колорадо, США). Атмосфера над ними может оказаться разогретой на 100-400°С сильнее, чем над соседними районами, на протяжении нескольких десятков суток!

Объяснение возникновения акустических волн в результате действия ветров предложено впервые. До настоящего времени этот тип волн связывали с землетрясениями или отдельными сейсмическими толчками.

Science et Vie. 2005. №1059. P.38 (Франция).

Уроки цунами

Трагические последствия цунами, произошедшего 26 декабря 2004 г. в Индийском океане, отрезвляюще подействовали на страны, ставшие его жертвами. Предпринимаются энергичные меры по монтажу систем раннего оповещения, которые позволят минимизировать ущерб от ударов стихии. Малайзия уже начала развертывать систему слежения за цунами, в которую включены три буя и несколько автоматических приливных постов. Помещенный на дно на расстоянии около 200 км от берега датчик давления столба воды будет по акустическому каналу связи передавать эту информацию на плавающий на поверхности буй, удерживаемый на месте якорями. Как только опасность зарегистрирована, в Оперативный центр предупреждения о цунами поступят через спутник сигналы тревоги, и центр оповестит население прежде, чем цунами обрушится на побережья. Кроме того, вдоль побережья Малайзии дополнительно к смонтированной системе буев-регистраторов давления воды будет развернута сеть автоматических приливных постов. В этой работе правительство Малайзии сотрудничает с норвежской фирмой “Fugro OCEANOR”.

Hydro International. 2006. V.10. №2. P.18 (Нидерланды).

Сейсмология

Механизм Калининградского землетрясения

Калининградское землетрясение 21 сентября 2004 г. оказалось неожиданным по месту и силе, не говоря уже о времени (см. также: Никонов А.А. Землетрясение в Калининграде - неожиданность? // Природа. 2004. №11. С.81-82; Он же. По следам Калининградского землетрясения // Там же. 2005. №3. С.47-53). В этой части Восточно-Европейской платформы сейсмические события прежде не фиксировались, их не предусматривала и Карта сейсмического районирования России ОСР-97. Событие оказалось примечательным во многих отношениях.

Землетрясение состояло из семи толчков; интенсивность максимального достигла 6-6.5 баллов по 12-балльной макросейсмической шкале, а ощутимые сотрясения от него распространились на сотни километров к востоку, северу и особенно к западу, достигнув центра Белоруссии, северо-западных территорий Эстонии и Дании. Землетрясение изучалось как в национальных рамках, так и в интернациональном масштабе. Наиболее сложно оказалось выяснить механизм очага, тем более, что ни в эпицентральной, ни в ближней зонах сейсмических станций не существовало.

Для реконструкции параметров и механизма очага использовались независимо записи удаленных сейсмических станций и собранные на территории Калининградской области макросейсмические данные по первым трем толчкам. Выяснилось, что очаги каждого из них оказались не на суше, а в акватории на глубине 14-17 км, вблизи западного и северного берегов Самбийского п-ова, и были вытянуты взаимно перпендикулярно. Именно благодаря значительной глубине залегания очагов внутри земной коры колебания от основных, первого и второго, толчков распространились на очень большие расстояния. При первом толчке “сработал” субмеридиональный разрыв, а при втором - субширотный. Механизм очага первого толчка определяется как преимущественно левосторонний сдвиг, а второго - как правосторонний. Соответственно, в первом случае колебания распространялись в основном к северу, а во втором - к западу.

В сущности, землетрясение возникло в узле сочленения подводных разломов, которые ранее не распознавались как активные. Значимость Калининградского землетрясения 2004 г. важна не только с точки зрения оценок региональной сейсмической ситуации, но и как пример возможности реализации землетрясений умеренной силы при определенных сейсмотектонических ситуациях в других частях Восточно-Европейской платформы.

Доклады РАН. 2006. Т.407. №1. С.102-105 (Россия).

Климатология

Снова о колебаниях климата

Данные о температуре воздуха и осадках на 150 метеостанциях России за 1950-2001 гг. рассмотрели А.Б.Шмакин и В.В.Попов (Шмакин А.Б., Попова В.В. // Известия РАН. Физика атмосферы и океана. 2006. Т.42. №2. С.157-166). Одну часть этого периода (1950-1980) можно принять за базовую, поскольку и температура, и осадки были близки к норме XX в. Другая часть относится к периоду потепления, когда средняя годовая температура повысилась более чем на один градус. 1990-е годы - самое теплое десятилетие за время инструментальных наблюдений во всем регионе: по сравнению с предыдущим столетием средняя годовая температура воздуха возросла почти на полградуса. Повысились экстремально низкие температуры; уменьшилось число морозных дней (повторяемость сильных морозов сократилась на 25%, а в отдельных районах - почти в два раза); увеличилась продолжительность вегетационного периода; сократилась годовая амплитуда температуры; увеличилось число дней с суточной суммой осадков более 30 мм (т.е. возросла частота сильных осадков); участились резкие скачки температуры воздуха; возросла повторяемость шквалистых ветров.

Все эти показатели свидетельствуют о “сдвиге” климата в сторону более теплых и влажных условий. Самые значительные изменения относятся к зимнему и весеннему сезонам. Вместе с тем обнаружена неоднородность потепления: на севере Урала и Дальнего Востока, на Чукотке, на Черноморском побережье Кавказа несколько похолодало. На Алтае и в Хабаровском крае участились засушливые периоды. Наиболее вероятной причиной наблюдающихся перемен следует считать крупномасштабную изменчивость атмосферной циркуляции.

Механизм колебаний крупного масштаба исследовал Г.П.Курбаткин (Курбаткин Г.П. // Там же. С.147-156): было установлено, что зимой в средних широтах образуются холодные приземные антициклоны, а в верхних слоях атмосферы - циклоны и высотные ложбины. Весной активизируются Азорский и Тихоокеанский антициклоны, летом над континентами устанавливаются теплые депрессии, а осенью теплый океан усиливает Исландский и Алеутский минимумы. Обнаружена существующая в отдельные годы связь зимних температурных аномалий в тропосфере с положительными аномалиями в последующий летний сезон. При усилении планетарных волн происходит выравнивание температурных аномалий над континентами и океанами. При низкочастотном росте амплитуд этих волн возникают экстремальные явления в масштабе полушария.

Анализ средних за месяц аномалий приземных температур воздуха за 1856-2002 гг. и средних их многолетних значений за 1961-1990 гг. над континентами и океанами в узлах 5-градусной сетки провели В.И.Бышев, В.Г.Нейман и Ю.А.Романов (Бышев В.И., Нейман В.Г., Романов Ю.А. // Океанология. 2006. Т.46. №2. С.165-177). Оказалось, что во второй половине XX в. температура воздуха над сушей возрастала, тогда как над океанами оставалась неизменной. Эти результаты указывают на существенное перераспределение тепла, возможную смену климатических сценариев и фаз климата в ближайшем будущем в масштабах Северного полушария.

Антропогенное влияние на климат исследуется путем численных экспериментов на моделях углеродного цикла за длительный период (Борисенков Е.П., Пичугин Ю.А. // Известия РАН. Серия географическая. 2006. №2. С.7-17). Выделены наиболее оптимальные и безопасные сценарии. Из-за антропогенного поступления углерода его концентрация может увеличиться в два-три раза, но основная его масса будет поглощена океаном, уровень которого повысится на 20-30 см. Соответственное увеличение температуры воздуха не превысит 2°С. Эти изменения достигнут указанных максимальных значений в XXII в.

Опубликованы фактические материалы о гидрометеорологических условиях в конкретных географических районах. Так, специальная международная арктическая экспедиция проходила в сентябре 2005 г. в аномально легкой ледовой обстановке. В наиболее сложном для навигации проливе Вилькицкого лед появился только во второй декаде сентября, да и то в небольшом количестве. Сопоставление с другими годами говорит о неуклонном снижении площадей, занятых льдом. Измерения течений в подводных котловинах Нансена и Амундсена в море Лаптевых показали усиление потока теплых атлантических вод (Мохов И.И. // Земля и Вселенная. 2006. №2. С.34-39).

По данным Росгидромета, во второй половине зимы 2005/06 г. отмечалось значительное похолодание в большинстве областей Центральной России и Европы. Резкое понижение температуры воздуха почти на 20° за 12 ч наступило 16 января 2006 г.: в Москве и области - до -36°С, в Костромской обл. - до -42°С. В центральных областях аномальной была продолжительность сильных морозов: около 10 сут вместо четырех по норме. Холод распространился на юг России и Закавказье: в Анапе до -25°С, в Батуми до -2°С. В Восточной Грузии наблюдались штормовые ветры до 30 м/с. В Прибалтике и Польше в третьей декаде января было до -30°С, в Восточной Германии, Румынии и Болгарии до -25°С. На юге Италии выпал снег, в Турции на Средиземноморском побережье отмечены обильные дожди - до 90 мм/сут, что в полтора раза превышает среднюю январскую норму. Погодные аномалии вызваны блокировкой западного переноса в тропосфере и соответственно резким и активным усилением воздушных потоков с Карского моря (Паршина Л.Н. // Земля и Вселенная. 2006. №2. С.54).

Таковы новые результаты климатических исследований.