РОССИЙСКАЯ НАУКА: «ПРИРОДОЙ ЗДЕСЬ НАМ СУЖДЕНО...»
Сборник научно-популярных статей / Под редакцией академика В.П. Скулачева.
М.: Журнал «Природа», издательство «Октопус», 2003. 416 с.
Авторы книги - победители конкурса научно-популярных статей 2002 г., организованного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Представлены математика и практически все разделы естественных наук: механика, физика, астрономия, химия, биология, науки о Земле, науки об обществе. В сорока статьях ученые, выполняющие проекты РФФИ, рассказывают о своих работах. Издание адресовано научным работникам, студентам и аспирантам, руководству научно- исследовательских институтов.
Издание осуществлено при поддержке РФФИ (проект 03-05-78096)

© К. Муздыбаев

Анатомия эгоизма

К. Муздыбаев

Куанышбек Муздыбаев, кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник Социологического института РАН (Санкт-Петербург).

В этой публикации, ориентированной на массового читателя,
опущены объемистые статистические таблицы

Постановка проблемы "Эгоистичен, как святой", - исповедовался в своем "Дневнике" Ж.Ренар [1, с.378]. Спустя четыре месяца он вновь пишет: "Из сорока двух лет восемнадцать я провел вместе с Маринеттой. Я не способен причинить ей зло, но способен ли я на усилие ради ее блага?" [1, с.396]. Еще шесть месяцев спустя в "Дневнике" появляется запись: "Маринетта отдала мне всю себя. Могу ли я сказать, что я ей все отдал? Боюсь, что мой эгоизм остался неизменным" [1, с.412]. Что можно заключить из приведенных записей? Писатель признается, что он склонен заботиться только о своем благе, преследовать лишь собственные выгоды, удовлетворять исключительно личные интересы. Его наклонность стяжать все для себя отражается на самом близком ему человеке - на взаимоотношениях с женой. Ренар констатирует, что он пренебрегал чувствами, интересами, благами жены, хотя от нее получал все. Во взаимоотношениях супругов практически отсутствует взаимность обязанностей и забот. Больше того, муж в действительности не уважал интересы жены, ценность же ее как личности осталась им непризнанной.

Эгоизм личности обнаруживается во всех социальных и возрастных группах и во всех сферах бытия. Он причиняет своим жертвам неизлечимую боль и страдание, моральный и материальный ущерб, а порой даже ломает судьбы людей, разрушает коллективы и организации. Разве мы не слышим жалобы на чрезмерное себялюбие и своекорыстие детей, родителей, стариков, руководителей, бизнесменов? Разве не сталкиваемся с беззастенчивым игнорированием чувств, нужд, желаний в сфере потребления? Разве не встречаем циничное корыстолюбие в области распределения благ и вознаграждений? Нередко упрекают партнеров, коллег, родственников и даже друзей в том, что они думают лишь о себе, дружат только по соображениям пользы, все тянут на свою сторону и пр. "Эгоизм колоссален - он возвышается над миром, - писал не без основания пессимист А.Шопенгауэр. - Ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтожением и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в огромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор" [2, с.192].

В самом деле, эгоизм возрастает в угрожающих масштабах именно в периоды социальных катаклизмов, экономических кризисов, войн, когда все острее ощущается в обществе скудность ресурсов выживания, когда ослаблена система контроля и расширены границы дозволенного [3-5].

Главная цель нашего исследования - экспериментально изучить предрасположенность представителей разных социальных групп к эгоизму. Отметим, что это первая попытка эмпирического изучения эгоизма в России, тогда как за рубежом проводятся обширные эксперименты, особенно в связи с оптимальным решением социальных дилемм. За последние три десятилетия в мире значительно продвинулось и теоретическое осмысление данного явления. В нашей стране единственная философская монография по этой проблеме издана более 30 лет назад и ныне никак не отражает уровень современной ее трактовки [6]. По этой причине вначале мы кратко остановимся на некоторых результатах нашего феноменологического изучения эгоизма, которые дают представление о самом понятии эгоизма и об основных его характеристиках. А затем опишем данные эмпирических исследований, проведенных нами на обширной выборке (по 700 респондентов) в 1997 и 2000 гг. в Санкт-Петербурге.

Понятие эгоизма

Эгоизм - это мотивационное состояние, характеризующее заботу человека лишь о собственном благе или только о своем преимуществе. Эгоистом называют того, кто игнорирует чувства, интересы и права других людей ради достижения собственных целей, а также склонен нарушать установленные правила, использовать других или даже наносить им вред с целью осуществления своих желаний. Однако эгоизм обнаруживается не только в мотивации и характере личности, он заявляете себе как жизненный принцип и философская доктрина.

Согласно теории этического эгоизма, человек имеет доминирующую обязанность по отношению к самому себе, следовательно, для него значимы лишь его собственные интересы [7, с.64; 8, с.502]. Он ограничивает их только рамками собственного Я, тогда как неэгоистичная личность включает в свое Я заботу о других и рассматривает себя как часть целого. Другими словами, эгоизм обнаруживается главным образом в области целенаправленного поведения. Поэтому отличительными особенностями эгоиста являются, во-первых, направленность целей исключительно на самого себя и, во-вторых, несогласованность средств достижения целей с общепринятыми нормами, защищающими права каждого индивида и обеспечивающими справедливость в обществе. Как раз эти две фундаментальные особенности влекут за собой формирование у эгоистичной личности целого спектра взаимосвязанных некорпоративных, а иногда и антисоциальных черт. Остановимся на них подробнее.

Характеристики эгоизма

Чрезмерная индивидуалистическая ориентация. Такая направленность эгоизма заложена в самом жизненном принципе. Этика эгоизма, в отличие от этики заботы, полностью игнорирует чувства и интересы окружающих. В этом смысле этику заботы можно назвать социальной, а этику эгоизма - антисоциальной. Таким образом, мотивы своекорыстной личности отражают лишь ее собственные потребности, ее индивидуальные устремления. Вот почему эгоист фокусирует все свои познавательные способности только на собственных чувствах и потребностях, правах и контрактах, считая их самыми важными на свете. Для себялюбивых, как правило, единственная реальность - лишь его собственное Я. Один из апологетов эгоизма, М.Штирнер, писал: "Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него" [9, с.282-283]. В итоге эгоизм предстает как крайняя форма индивидуализма.

Пренебрежение интересами, чувствами, достоинством, значимостью других людей. Подобное тотальное игнорирование благ и интересов окружающих обусловлены, с одной стороны, стремлением сделать собственное благо доминирующим, а с другой - обособленностью их самоконцепции, которая просто никак не связана с желаниями, чувствами других людей. Больше того, индивиды, преследующие только личные выгоды, обычно склонны не признавать или активно отрицать ценность партнеров, что облегчает осуществление собственных целей за счет окружающих.

Свобода от каких-либо обязательств перед другими. Эта черта помогает эгоисту пренебречь чужими интересами. Отсутствие долга полностью освобождает своекорыстных от каких-либо забот об окружающих. Больше того, долг трактуется эгоистом как отрицательная ценность. Надо еще иметь в виду, что обязанности перед другими возникают у человека, когда у него есть определенные позитивные чувства - симпатия, дружба, любовь, уважение. Вот по какой причине этика заботы, в отличие от этики эгоизма, базируется на понятиях симпатии, сострадания, дружбы, любви. Появление же подобных понятий и чувств в познавательном и эмоциональном мире себялюбивых, а следовательно, и принятие ими определенных обязанностей сковывало бы их и побуждало к самоограничению и самопожертвованию, на что они просто не способны. "Никто не смеет ничего предписывать мне, и сам я определяю свое отношение, - писал Штирнер. - Еще яснее это можно выразить так: я не имею никаких обязанностей по отношению к другому..." [9, c.306-307].

Стремление к обладанию. Эгоизм основан на антидепривационном принципе (от лат. deprivatio - потеря), т.е. представляет собой жизненную установку, направленную на устранение любых видов лишений. Обладание присутствует уже в желании или в притязании, считал Г.Марсель [10, с.142]. Кроме того, в желании заключен "недостаток бытия" (неимение чего-то, неумение сделать что-то, не быть кем-то или каким-то и др.) [11, с.579]. У эгоиста недостаток бытия, или комплекс неполноценности, может иметь самый разный источник происхождения: желание компенсировать нехватку чего-то, доминировать над другими, добиться определенной цели и т.п. Так или иначе, неукротимая тяга к обладанию - одна из главных черт своекорыстных. Причем стремление к обладанию касается всех сфер жизни - материальных и инструментальных, эмоциональных и интеллектуальных.

Это качество точно описано Э.Фроммом: "Быть эгоистом - означает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше..." [12, с.37].

Стремление к обладанию, побуждаемое неумеренной потребностью, если не сказать жадностью, влечет за собой целый клубок негативных, во многом деструктивных черт и желаний (антагонизм и зависть к другим, потребность обманывать, разорять, эксплуатировать и пр.).

Поскольку эгоист желает только брать, накапливать, то у него не возникает потребности делиться с другими, отдавать или жертвовать накопленное. Таким образом, если этика заботы, свойственная любви, альтруизму, дружбе, симпатии, состраданию, предполагает готовность индивида отдавать, жертвовать, быть полезным другим, то этика эгоизма есть проявление вечной недостаточности, подталкивающей к обладанию.

Целеустремленность эгоизма. Ориентация на то, чтобы добиться пользы и преимущества исключительно для себя, максимизация своей выгоды невозможны в социальной среде без целеустремленности и энергичности своекорыстных индивидов. Для достижения целей эгоисты ничем себя не ограничивают и не останавливаются ни перед какими моральными требованиями. "Эгоист, - утверждал М.Штирнер, - не имеет намерения жертвовать чем-нибудь или ограничивать себя, он просто решает: что мне нужно, то я должен иметь, и я себе это добуду" [9, с.245].

Конфликтность эгоизма. Себялюбие делает людей враждебными друг другу, считал Д.Юм [13, с.701]. В самом деле, этика эгоизма изначально содержит конфликт интересов, причем конфликтность переходит и в личностное качество самого эгоиста. Существуют, однако, весьма чувствительные для окружающих факторы, которые генерируют их недовольство. Самое главное, эгоисты обычно прямо или косвенно блокируют осуществление целей конкурентов или уменьшают их результативность. Эгоисты не считаются с чувствами других людей, не признают их заслуг и достоинств, за исключением, разумеется, случаев, когда это им выгодно.

Несправедливость эгоизма. "Когда же человек ведет себя своекорыстно, [его поступки] не соответствуют часто ни одному из [пороков], ни тем более всем [порокам], и все же их отличает какая-то подлость (ведь этого человека мы осуждаем!) и неправосудность", - писал еще Аристотель [14, с.148]. Этика справедливости требует применения для всех одинаковых процедурных правил, идентичных распределительных стандартов и исправительных мер. Кроме того, важно соблюдение баланса прав и ответственности [15]. Но поскольку своекорыстные индивиды придерживаются различных процедурных приемов, добиваются разных правил при распределении ресурсов и вознаграждений [16, с. 14], не чувствительны к заботам, ценностям и устремлениям окружающих, - все это воспринимается их жертвами как несправедливость. Недаром А.Шопенгауэр предостерегал: "Если человек ищет только своей выгоды, своего удобства, хотя бы в ущерб другим, если он присваивает то, что предназначено для всех, и т.д., - то можно быть уверенным, что ему чужда всякая справедливость, что он и в крупных делах будет мошенничать, если его руки не будут связаны законом или силою; в дом к себе его нельзя пускать" [17, с.118-119].

Деструктивность эгоизма. Разрушительные наклонности своекорыстных индивидов проявляются по крайней мере двумя способами. Во-первых, они постоянно нарушают социальный порядок, либо самочинно устанавливая определенную иерархию интересов и ценностей, либо выходя за границы институциональных, моральных норм; во-вторых, для достижения целей используют методы принуждения и насилия. "Когда мир становится мне поперек дороги - тогда я уничтожаю его, чтобы утолить им голод своего эгоизма", - сознавался теоретик эгоизма М.Штирнер [9, с.285]. Деструктивный потенциал эгоистичной личности неоднократно отмечает Р.Лаут: "Эгоист придерживается идеала пользы, силы, своеволия и уничтожения" [18, с.166].

Необходимо учитывать огромные последствия эгоистической ориентации поведения. Своекорыстная стратегия действий, сужая взаимопонимание и контакты между людьми, способна разрушить целые коллективы и организации. Эгоистическое поведение отдельных членов сообщества может провоцировать повсеместную своекорыстную стратегию действий. Анализируя негативные последствия своекорыстия, Лаут заключает: "Другие будут убеждены, что для их личной выгоды требуется нарушение законов общества, и поэтому они должны добиваться силой того, что им нужно. Чтобы избежать наказания, они станут прибегать либо к обману, либо к открытому насилию" [18, с.383].

Теперь, после описания основных характеристик эгоизма, перейдем к анализу результатов нашего исследования, перед которым ставились следующие задачи:

1) установить, какие социальные группы больше предрасположены к эгоизму;

2) выявить поведенческие, когнитивные и личностные корреляты эгоизма, т.е. выяснить, как ведут себя корыстолюбивые в различных ситуациях, как они описывают окружающих людей и с какими личностными чертами связана склонность индивида преследовать исключительно собственную выгоду без учета чувств, желаний и интересов других людей;

3) определить степень адаптивности эгоистичных и неэгоистичных респондентов в период экономических кризисов.

Результаты исследования

Нами были проведены два опроса (ноябрь-декабрь 1997 г. и сентябрь-ноябрь 2000 г.) по аналогичной структуре выборки и во многом по идентичным методикам. Каждая выборка составляла 700 человек и включала представителей семи социальных групп по 100 человек в каждой:

1) рабочие,

2) служащие бюджетных организаций,

3) служащие частного сектора,

4) руководители учреждений,

5) студенты,

6) безработные и

7) пенсионеры.

Для изучения предрасположенности личности к эгоизму нами была разработана специальная шкала, состоящая из 10 суждений. Ответы давались по 7-балльной шкале. Применялись и другие личностные шкалы и социальные индикаторы [19, с.29-31].

Социально-демографическая структура эгоизма. Сравнение предрасположенностей разных социальных групп к эгоизму показывает, что наиболее высокую степень эгоизма по сравнению с другими группами демонстрируют студенты, руководители учреждений и служащие частного сектора (табл. 1). Заметим, что студенты оказались более эгоистичными, нежели молодые люди до 30 лет, которые нигде не учатся (р < 0.01). Руководители, занятые в частном секторе экономики, проявили статистически значимо более высокий уровень эгоизма, чем занятые в государственном секторе (р < 0.05).

Социальное положение студентов, руководителей и служащих частного сектора сопряжено с высокой мотивацией достижения успеха и выгоды, с реализацией поставленных целей, а это требует выбора средств порой в весьма жестких условиях. Вероятно, используемые ими средства не всегда адекватны моральным нормам и букве закона. Эгоизм студентов во многом возрастной, вызван больше привычкой получать, чем отдавать, но с появлением социальных, семейных обязательств себялюбие студентов снижается. Более серьезным в социальном плане представляется высокий диспозиционный эгоизм руководителей и служащих частного сектора, ибо их эгоизм непосредственно влияет на судьбы окружающих и не может не вызывать напряжения в коллективе. В наименьшей степени к эгоизму предрасположены служащие, занятые в государственном секторе, и пенсионеры. Здесь мы наблюдаем сравнительно большую лояльность к правовым нормам и уважение к интересам окружающих. Кроме того, низкий эгоизм пенсионеров объясняется некоторым сужением их жизненной перспективы.

Из табл.1 видно, что эгоизм снижается с возрастом; у респондентов до 30 лет - самая сильная предрасположенность к эгоистичным побуждениям, а у респондентов 50 лет и старше - самая низкая. По данным 2000 г., мужчины больше предрасположены к эгоизму по сравнению с женщинами (р < 0.05). Однако по данным 1997 г. женщины проявляли несколько больший эгоизм, нежели мужчины, правда, на довольно низком уровне значимости (р < 0.10).

Поведенческие корреляты эгоизма. В ходе исследования мы определяли отношение респондентов к различным видам поведения, которые выходят за рамки традиционной морали (например, ложь в корыстных целях, развод, проституция и др.) или прямо нарушают законы (уклонение от уплаты налогов, покупка заведомо краденого и др.). Как видно из табл.2, для людей с высокой степенью эгоизма в большей мере приемлемы все упомянутые виды поведения. С точки зрения эгоистов допустимы и агрессивность, и алчность, и нечестность, и семейный разлад, и сексуальная неразборчивость.

Таким образом, для эгоистов никакие нормы морали и закона не являются преградой. Они склонны самовольно расширять границы дозволенного ради достижения своих целей.

Атрибуция личностных качеств окружающим. Известно, что индиви дуальные различия в поведении описываются в терминах личностных черт. Считается, что существует определенная последовательность в поведении человека в самых разных ситуациях и в разное время. Это дает основание предполагать наличие стабильных личностных качеств. Поэтому мы и ожидаем проявления тех или иных моральных, профессиональных и других качеств от конкретного человека, причем как раз тех качеств, которые мы сами же приписываем окружающим. К примеру, если эгоист пренебрегает чувствами и интересами другого лица ради придания своему делу приоритета, то он, вероятно, не ожидает лояльности от этого лица, а наоборот, может видеть в нем источник опасности. В самом деле, как показывают наши данные (табл.3), характер атрибуции личностных качеств окружающим людям эгоистами и неэгоистами в корне отличается. Те, кто набрал высокие баллы по шкале эгоизма, приписывают своему окружению в среднем больше негативных моральных качеств, нежели те, кто набрал низкие баллы (соответственно 4.67 и 4.88 в 1997 г., 4.87 и 5.07 в 2000 г.).

По сравнению с неэгоистами респонденты, движимые исключительно личными интересами, чаще приписывают окружающим предубежденность, агрессивность, злобу, завистливость, эгоизм и мстительность - целый набор деструктивных качеств; они чаще склонны к негативной атрибуции своему окружению и характеристик пренебрежительного отношения к другим людям (грубости, равнодушия, черствости, циничности). Кажется, что эгоисты проецируют собственные отрицательные наклонности на окружающих людей, желая, может быть, такой проекцией оправдать собственные недостатки. В то же время эгоисты приписывают окружающим и ряд позитивных качеств, правда, в основном не морального, а нейтрального свойства (состоятельность, удачливость, оптимистичность). В отличие от эгоистов, неэгоисты приписывают своему окружению большую нормативность поведения (трудолюбие, вежливость, отзывчивость, патриотичность), большую честность (неподкупность, порядочность и совестливость), большую конформность (покорность и терпеливость), неагрессивность (независтливость, немстительность, миролюбие).

Личностные корреляты эгоизма. Самую тесную связь эгоизм обнаруживает с мстительностью и завистливостью (табл.4). Это говорит о нетерпимости эгоиста к ущемлению собственных интересов и о готовности рассчитаться с обидчиком. Успех и превосходство окружающих вызывают у эгоиста досаду, раздражение, недовольство и зависть. В зависти и в эгоизме много общего: завистник желает присвоить чужое, обладать им; эгоист тоже устремлен на обладание, и, конечно, без учета чужих интересов.

Хотя у эгоистов наблюдается сильное чувство возможного (надежда), эгоизм не связан с оптимизмом в жизни. Показательно также отсутствие связи эгоизма с самоуважением, стыдливостью и внутренним или внешним локусом (источником) контроля. Похоже, у эгоистов неважно обстоит дело с оценкой компетентности, уверенности, привлекательности собственной личности (табл.5).

Чем больше линия поведения человека расходится с общепринятыми нормами, тем больше он нуждается в каких-то защитных механизмах. Вот чем объясняется тесная и значимая связь эгоистической личности с ее "верой в справедливый мир" (R = 0.10 при p < 0.05).

Адаптивность в период экономических кризисов. Чтобы определить степень адаптивности респондентов, мы образовали две группы (табл.6). В группу адаптированных были включены респонденты, ответы которых удовлетворяли трем критериям одновременно: в период экономической реформы (с 1992 г.) улучшилось их как социальное, так и материальное положение, удалось найти свое место в сегодняшней жизни (68 чел.). В группу неадаптированных попали те, у кого в период реформы ухудшилось социальное и материальное положение и не удалось найти своего места в жизни (119 чел.). 38.2% респондентов из группы адаптированных набрали высокие баллы по шкале эгоизма, а в группе неадаптированных таких оказалось 18.5%. Низкие баллы по шкале эгоизма набрали в первой группе 25.0%, а во второй - 41.2%. Иначе говоря, в период экономической реформы эгоисты лучше адаптировались по сравнению с неэгоистами. Итак, среди эгоистов больше тех, кто доволен своим социальным и материальным положением и в целом удовлетворен своей жизнью.

Оказание помощи, поиск поддержки и выражение сочувствия. Поведенческие и эмоциональные компоненты эгоизма наиболее отчетливо проявляются в ситуациях, когда люди испытывают острую нужду и им нужна отзывчивость окружающих. В нашем исследовании мы задавали вопросы о том, в каких условиях следует просить помощи, легко ли просить о помощи, приходилось ли оказывать помощь тем, кто переживает трудности, возникало ли чувство жалости к испытывающим серьезную нужду. Ответы на эти вопросы у эгоистов и неэгоистов кардинально разошлись: лишь 15.7% респондентов, набравших высокие баллы по шкале эгоизма, сообщили, что им легко просить помощь у других; среди неэгоистов таких респондентов еще меньше - 8.8%. Почти каждый второй из группы неэгоистов считает, что "самому человеку не следует просить о помощи, а надо ждать, когда ее окажут" (47.6%); с таким мнением согласен лишь каждый четвертый эгоист (23.8%).

Когда кто-то из знакомых переживал серьезные затруднения, чувство жалости по отношению к бедствующему испытывали 86.0% неэгоистов и 68.6% эгоистов. Оказали помощь в течение последнего года 67.5% из числа набравших низкие баллы по шкале эгоизма и 53.1% из числа набравших высокие баллы. Таким образом, по сравнению с неэгоистами, эгоисты менее отзывчивы к нуждам знакомых, реже оказывают помощь нуждающимся, в то же время сами чаще проявляют готовность просить поддержки у окружающих, чем неэгоисты.

Выводы

Результаты нашего эмпирического исследования подтверждают основные структурные элементы эгоизма, выдвинутые в теоретической части статьи.

Как оказалось, набравшие высокие баллы по шкале эгоизма характеризуют окружающих исключительно в негативных моральных категориях. Своекорыстные и себялюбивые приписывают людям, с которыми они общаются, пренебрежительность, агрессивность, циничность, эгоизм, завистливость и мстительность, тогда как неэгоисты в основном позитивно описывают свой круг общения. Важность данного вывода состоит в том, что именно приписываемые другим личностные качества влияют на тональность взаимоотношений между людьми и обусловливают эффективность объединенных усилий. Если позитивные оценки неэгоистов свидетельствуют об их лояльности, расположенности к конструктивному, взаимополезному сотрудничеству, то преобладание негативных оценок у эгоистов говорит о трудности или даже невозможности такого сотрудничества.

Второй важный вывод касается оценки приемлемости тех видов поведения, которые выходят за рамки традиционной морали или прямо нарушают нормы закона. Выявлено, что для эгоистичной личности в большей мере допустимо нарушение норм закона и морали во всех приведенных 27 ситуациях, нежели для неэгоистичных респондентов. Обнаруживается явная склонность эгоистов самовольно расширять границы дозволенного ради достижения своих целей.

Получены данные, свидетельствующие о меньшей отзывчивости эгоистов к жизненным затруднениям своих знакомых и близких. По сравнению с неэгоистами себялюбивые реже выражали чувство жалости к бедствующим, реже оказывали помощь нуждающимся. В то же время эгоисты чаще выражают готовность искать и просить помощи у окружающих, чем неэгоистичные люди.

В обоих исследованиях обнаружена большая склонность к эгоистичности у служащих частного сектора экономики. Кроме того, руководители, занятые в негосударственном секторе, оказались более эгоистичными, чем занятые в бюджетных организациях. Можно сказать, что появился новый социальный слой, ставящий собственную выгоду несколько выше закона, морали, интересов других людей и т.п. Безусловно, введение рыночных отношений в корне должно было изменить социальную мотивацию граждан: поиск более высокооплачиваемой работы, создание своего дела, достижение большего успеха и др. Вполне возможно, что в условиях сегодняшней реальности более успешными могли быть зачастую те, кто не останавливался перед нарушением норм закона и морали ради поставленной цели. Недаром более адаптивными в период либерализации экономики оказались, по нашим данным, как раз эгоистичные респонденты. Однако социальная цена их успешности может быть весьма ощутимой. В стремлении к достижению собственной выгоды ничего аморального или криминального нет, но эгоист увеличивает свою выгоду за счет ущемления интересов окружающих. Тем самым эгоист не только наносит ущерб другим людям, он разрушает нормативную жизнь, обесценивая значение таких универсальных и социально плодотворных категорий, как долг и справедливость, сострадание и великодушие, благотворительность и щедрость, честность и порядочность.

Проект РФФИ 02-06-99520.

Литература

1. Ренар Ж. Дневник. М. ,1965.

2. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1910.Т.4.

3. Carufel A.de. The Allocation and Acquisition of Resources in Times of Scarcity // The Justice Motive in Social Behavior / Eds M.J.Lerner and S.C.Lerner. N.Y., 1981. P.317-341.

4. Greenberg J. The Justice of Distributing Scarce and Abundant Resources // The Justice Motive in Social Behavior / Eds M.J.Lerner and S.C.Lerner. N.Y., 1981. P.289-316.

5. Staub E. The Roots of Evil. Cambridge, 1992.

6. Петров Э.Ф. Эгоизм: Философско-этический очерк. М., 1969.

7. Kalin J. In Defense of Egoism // Morality and Rational Self-Interest / Ed. D.P.Gauthier. Englewood Cliffs, 1970. P.64-87.

8. Nielsen К. // Philosophy and Phenomenological Research. 1959. V.19. P.502-510.

9. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.

10 .Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

12. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

13. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966.

14. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т.4. С.53-293.

15. Муздыбаев К .// Социол. исслед. 1992. №11. С.94-101.

16. Ingen. J. van. Why Be Moral? The Egoistic Challenge. N.Y., 1994.

17..Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990.

18. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.

19. Муздыбаев К. // Психол. журн. 2000. №2. С.27-39.
 


Публикуется при любезном содействии редакции журнала "Природа"


VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!
Август 2004