Н.Г. Зеленская

Счастье совместного творчества

Зеленская Нина Германовна (1898-1986), скульптор, лауреат Государственных премий СССР. Окончила Вхутеин (1930). Работала в бригаде скульпторов под руководством В.И.Мухиной над созданием монументальных произведений: "Рабочий и колхозница" (1937), памятники А.М.Горькому по проекту И.Д.Шадра (1947- 1949, установлен в 1951) и П.И.Чайковскому в Москве (1954), "Требуем мира!" (1950), "Молодые преобразователи природы" в Москве на Ленинских горах перед центральным входом в МГУ (1952). Завершила работу над аллегорической фигурой В.И.Мухиной "Дары воды" (1964, совм. с А.М.Сергеевым) для Москвы.


Вера Игнатьевна Мухина была моим преподавателем во Вхутеине, когда я училась на втором курсе. Наш факультет выпускал скульпторов "с правом планировки садов, парков и детских площадок", то есть с самого начала обучения мы были ориентированы на работу в области монументально-декоративной пластики. В 1930 году я выполнила дипломную композицию на детскую тему, и Мухина, видимо, запомнила ее.

Как-то через два года у меня в доме раздался телефонный звонок. Звонила Вера Игнатьевна с предложением работать с нею над барельефом на детскую тему для Музея охраны материнства и младенчества: "Никогда не лепила детей без фото и без натуры, боюсь, сама не справлюсь". Признаться, я опешила -  это Мухина, к тому времени уже известный мастер, говорит мне! Нужно сказать, что и как преподаватель Вера Игнатьевна всегда с большим уважением относилась к ученикам, никогда не отзывалась уничтожающе даже о слабых работах, напротив, пыталась в каждого вселить веру в себя. Никому во время обучения не навязывала своих решений, не вмешивалась в работу, а осторожно подсказывала, исподволь заставляла студента самостоятельно найти верный пластический ход. И позже, в совместной работе с нами над скульптурой парижского павильона, всегда проявляла невероятную душевную деликатность.

В.И. Мухина среди студентов II курса скульптурного факультета Вхутемаса. 1927 г.
Вхутемас - Высшие государственные художественно-технические мастерские.

После получения заказа на конкурсный эскиз двухфигурной группы "Рабочий и колхозница" Вера Игнатьевна прибежала в мастерскую к З.Г.Ивановой, с которой была хорошо знакома, почти в смятении - удастся ли сделать? Зинаида Григорьевна Иванова вспоминала: "Вера Игнатьевна делала эскиз на даче. Чувствую, надо ехать. Приезжаю, Вера Игнатьевна говорит: "Зина, вы мне нужны". Ей, действительно, в то время очень нужна была моральная поддержка Зинаиды Григорьевны, человека волевого, решительного. И мне Мухина писала в Сочи, где я тогда работала над планировкой парка санатория: "Не знаю, как это у меня выйдет", - таким скромным, неуверенным в себе человеком она была. И в то же время решительным и принципиальным. Мягкая, женственная в обычной жизни, в искусстве Вера Игнатьевна проявляла мужской характер. Могла расплакаться, но позиций во всем, что касалось дела, не сдавала.

Эскиз "Рабочего и колхозницы" долго не утверждали - комиссия не соглашалась с шарфом, который Мухина ввела в композицию. Но Вера Игнатьевна не отступалась от своего решения. Утвердили композицию только осенью, и нужно было срочно делать модель. Я каждый день приезжала к Вере Игнатьевне к 10 утра и уезжала перед закрытием метро. За месяц мы сделали модель высотой чуть больше метра. Из Кисловодска приехала Зинаида Григорьевна и тоже подключилась к работе.

Вера Игнатьевна нам предельно доверяла, постоянно давала понять, что работаем мы на равных. Мы сошлись в работе и сдружились не случайно. Нас объединило чувство архитектуры, одинаковое понимание синтеза искусств. Так же как Вера Игнатьевна, мы с Зинаидой Григорьевной тяготели к работе в архитектуре. Мы даже выставки не очень любили, считая, что главное место для скульптуры - улица. Нам ничего не нужно было доказывать друг другу, мы понимали друг друга без слов.

Работая над моделью, мы постоянно "примеряли" ее к павильону. Вера Игнатьевна долго искала на макете соотношение высот скульптуры и здания. По проекту Б.М.Иофана высота переднего фасада павильона была 33 метра. В результате долгих поисков масштаба Мухина настояла на увеличении пилона до 34 метров. Для того чтобы представить, как скульптура будет выглядеть на этой высоте, мы стелили на пол мастерской простыни и смотрели на модель лежа. Иногда я позировала Вере Игнатьевне. Мухина, бывало, скажет: "Нина, нужны руки, становитесь", и я стану. Для фигуры рабочего так же эпизодически позировал милый человек Николай Васильевич Зайцев, кузнец по профессии, с которого раньше Вера Игнатьевна лепила своего "Эпроновца".

Когда работа переместилась в ЦНИИМАШ, инженеры думали, что нам нечего будет там делать. Но после 15-кратного увеличения первой формы - половины ноги рабочего - нельзя было понять, что это такое. Ведь все недостатки модели механически укрупнились в 15 раз. С этого момента мы почти не покидали завод. И мы, и инженеры, и рабочие - все работали на одном дыхании. С красками и кистями в руках мы исправляли деревянные формы. Борис Михайлович Иофан удивлялся нашей слаженности в работе: "Поразительное триединство!" - говорил он, наблюдая, как мы работаем молча и с полным пониманием друг друга.

В Париж на установку скульптурной группы Вера Игнатьевна поехала с Ивановой. Мы решили, что Зинаида Григорьевна, будучи умелым организатором, принесет там больше пользы, чем я. Сразу же после приезда скульпторов в Париж представители фирмы, занимавшейся освещением выставни, провезли Иофана, Мухину и Иванову по вечернему городу, советуясь, как лучше осветить советский павильон. В результате вечерами павильон со скульптурой освещался прекрасно. После установки "Рабочего и колхозницы" французсние инженеры поздравляли наш инженерный состав, поражаясь технической стороне работы, особенно тому, как держится шарф. Но более всего французы были поражены тем, что огромную скульптуру, ставшую "гвоздем программы выставки, выполнили женщины.

 

В.И. Мухина. Проект установки скульптуры на Ленинских горах. 1952 г.

Самой большой мечтой Веры Игнатьевны было поставить "Рабочего и колхозницу" над Москвой, на Ленинских горах. Уже после смерти Веры Игнатьевны мы с Зинаидой Григорьевной сделали фотомонтаж - группа "Рабочий и колхозница" на бровке Ленинских гор парит над столицей. В 1939 году перед ВСХВ группа ставилась на временный пьедестал, а после и автор композиционного замысла Борис Михайлович, и Вера Игнатьевна искали ей новое место. Их рисунки, проекты - напоминание нам о неустанной тревоге авторов за судьбу скульптуры, ставшей символом нашей страны. 

Запись беседы О.В.Костиной со скульптором Н.Г.Зеленской.
1984


 


Текст воспроизведен по изданию:
Скульптура и время. Рабочий и колхозница. Скульптура В.И. Myхиной для павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже.
Автор-составитель Ольга Костина Фотографии Ричарда Нэйпиера. М., изд. "Советский художник", 1987.


VIVOS VOCO
Июль 2006