Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.rusumerki/20011024_smir.html

Воспроизведено с разрешения редакции "Русского журнала"
 
Наука в сослагательном наклонении
Илья Смирнов

Дата публикации:  24 Октября 2001

Осенью 2001 года по СМИ прокатилась волна общественного негодования против школьных учебников по общественным дисциплинам.

- Хороши ваши учебники, скажите сами?

- Чудовищны!

Старт очередной кампании по переписыванию истории дал высокопоставленный начальник, обнаруживший в учебнике подрывные словосочетания "рабочий класс" и "трудовая интеллигенция" 1. Видимо, у человека, занимавшегося при Ельцине финансами, вызывают инстинктивное раздражение прилагательные "рабочий" или "трудовой". Его можно понять. Газета "Коммерсант" поняла. И усмотрела "призыв к насильственному свержению нынешнего режима" в таких фразах из учебника отечественной истории для 9 класса:

"наиболее решительные из россиян, которые выступают за наведение в стране порядка, пересмотр итогов приватизации...";

"почти половина населения РФ поддержала бы изъятие у так называемых новых русских нечестно нажитых ими состояний с помощью насильственных мер" 2.

Формулировки, конечно, корявые, довольно-таки бесхребетные (даже предложение изъять краденое высказано не от имени авторов). Но где здесь "призыв к насильственному свержению" - ума не приложу. Такая критика со стороны газеты "Коммерсант" попахивает политическим доносом, причем заведомо ложным.

А вот как быстро сориентировались директора двух крупнейших исторических НИИ.

"Директор института Российской истории РАН Андрей Сахаров прежде всего заявил, что в требовании премьер-министра Михаила Касьянова переписать учебники истории не видит отката к прошлому, когда власть указывала, чему и как учить. Требования Касьянова... по мнению господина Сахарова, справедливы: "История прежняя себя исчерпала"... Директор Института Всеобщей истории Александр Чубарьян заявил, что переписывание истории - процесс мировой... Новые учебники должны учитывать отмену тезиса "история не имеет сослагательного наклонения". По словам историка, она вся только и состоит из возможных путей развития..." 3

Но не все коллеги понимают новые "требования".

"Слишком много консервативно настроенных преподавателей и в педагогических институтах, и среди самих учителей, продолжающих давать историю исключительно с марксистской точки зрения", - считает Александр Чубарьян 4.

С 1997 г. мы с моим alter ego - народным экспертом Авесханом Македонским - отслеживаем и рецензируем для газеты "Первое сентября" (не коммунистической, а вполне либеральной) новинки учебного книгоиздания по общественным наукам. Псевдоним моего соавтора был заимствован из учебника А.П.Богданова "История России до петровских времен". В этой замечательной книжке старшеклассникам сообщалось, что город Старая Руса основан в 2395 году до нашей эры, и приводилась переписка Александра Македонского с неким "славянорусским князем" Авесханом 5.

И я бы не сказал, что с 1996 г., когда вышел в свет шедевр А.П.Богданова, ситуация изменилась к лучшему. Наоборот. Если "История России до петровских времен" еще воспринималась как скандальное отклонение (фельетоны, протест известных ученых), то к концу 90-х такая учебная литература становится нормой, она уже никого не удивляет.

Получается, что мы с услужливыми "коммерсантами" - единомышленники. Ведь мне тоже не нравится продукция, которую Минобраз спускает в многострадальные школы. Но это именно тот случай, когда люди "на языке одном о разном говорили".

1. Учебные подобия

Совершим небольшую прогулку по садам российской школьной учености.

В текст учебника "Семейная экономика" (авторы В.Д.Симоненко и О.И.Шелепина) включена... коммерческая реклама. Кроме шуток. "Всемирно известная фирма "Цептер" разворачивает свою деятельность на российском рынке. Кухонная и столовая посуда этой фирмы не имеет аналогов в мире. Экономия электроэнергии, газа при использовании кухонной посуды фирмы составляет около 70%, экономия жиров..." и т.д. 6 В том же замечательном пособии приводится долгожданная расшифровка слов, которые мы до сих пор употребляли всуе, не задумываясь над их глубоким смыслом. Вот специальная "Таблица 16" с научными определениями.

"Удобство, комфорт - Создание покупкой комфорта, уюта не только в доме, но и в чувствах людей.

Красота - Соответствие одежды, мебели вашим эстетическим вкусам.

Модность - Соответствие моде" 7.

Если бы мне в руки не попал учебник Симоненко и Шелепиной, я так и прожил бы всю жизнь, не подозревая, что "модность" - это "соответствие моде".

А.В.Акулов с соавторами в новой "Истории Древнего мира" подредактировали Священное Писание. И не какой-нибудь малоизвестный фрагмент, а прямо 10 заповедей. В книге Исход (20,17) читаем: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего". В "Истории Древнего мира" (под специальной рубрикой "Строкой источника", подразумевающей буквальное воспроизведение): "Не желай дома ближнего твоего и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему" 8.

Улавливаете разницу?

Там же в словаре понятий дано определение православия. "Православный - сторонник правильного понимания христианства" 9. Чтобы не сомневаться - вдруг это случайная оговорка, неудачный пересказ "своими словами" буквального значения? - открываем стр. 355, где рассказывается о Римской империи при Константине Великом:

"Принадлежность к христианской церкви перестала быть опасной. Теперь только христианин мог рассчитывать на карьеру при императорском дворе. Все это привело к тому, что в церковь хлынули люди, многие из которых плохо представляли себе христианское учение.

В IV-V веках н.э. среди христиан широкого размаха достигают ереси - ложные, с точки зрения церкви, учения. Те, кто придерживался ересей, назывались еретиками, а сторонники правильного учения - православными" (выделено авторами учебника).

Иными словами, проблема еретических движений возникла из-за того, что к "правильной" церкви примазались малограмотные карьеристы.

"Библейский словарь школьника" начинается с того, что "Библия и мифология заключают в себе два совершенно различных взгляда на происхождение человека, законы жизни на земле... Различные взгляды, которые вот уже тысячелетия живут рядом, но вместе с тем находятся в непримиримой борьбе, противоборстве" 10. Вообще-то, научное религиоведение решает эту проблему иначе. В классической энциклопедии "Мифы народов мира" (под ред. С.А.Токарева) иудейская и христианская мифология рассматриваются в одном ряду с шумерской, ацтекской и пр. Но, в конце концов, Йево 11 с ними, с "Мифами народов мира". В самом "Словаре школьника" концы с концами не сходятся. Если под "мифологией" имеются в виду античные мифы и они противопоставляются Библии по принципу "политеизм" - "монотеизм", то о каких "тысячелетиях" речь? И почему глагол в настоящем времени? Разве в столице Греции еще поклоняются Афине Палладе? Но на той же 5-й странице того же словаря мы находим определение мифологии: оказывается, это вера в "фантастических существ, которые обладают сверхъестественным могуществом и нередко принимают участие в жизни людей". Что же получается? Если библейский взгляд "непримиримо" отличается от мифологического, значит, в Библии нет "фантастических существ, которые обладают сверхъестественным могуществом и нередко принимают участие в жизни людей". Скрупулезно подмечено. Или нам нужно признать, что херувимы, серафимы, черти и пр. персонажи, населяющие "Словарь школьника" - не мифологические? А какие? Реальные?!

Вообще с реальностью у этого пособия сложные отношения: Иерусалим "в VII веке захватили турки", в результате чего сейчас он "даже не столица, а обычный город небольшого государства" 12, дважды (один раз жирным шрифтом) повторяется неправильный (мифологический!) перевод названия города Вавилон, хотя правильный ("Врата Бога" - от аккадского "Бабилу") можно найти в любой энциклопедии. В порядке компенсации - аптечно-точные даты рождения и смерти библейских пророков: "Исаия, ветхозаветный пророк (740 - 689 гг. до Р.Х.)". Между прочим, у соответствующей библейской книги насчитывается по меньшей мере три разных автора, живших в разные эпохи.

В задачнике А.И.Кравченко выделяются два типа вопросов. Те, на которые не ответит профессор: под видом учебного заданий предлагается научная проблема, не имеющая однозначного решения, например, "расскажите, каким образом экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей" 13. И те, которые прилежный старшеклассник не стал бы задавать, потому что в условия вынесены некорректные, невнятные, а зачастую просто безграмотные формулировки. Например, предлагается классифицировать "события", которые "произошли с 1985 по 1995 г.". Одно из этих "событий": "в 1985 -1990 гг. вырос международный авторитет СССР, в 1991-1992 гг. - России, а с 1993 г. он падает". Интересно, относительно чего мог расти "международный авторитет России" в 91-м году, в чем это "событие" конкретно проявилось и почему "он падает" именно с 93-го года? "Подготовьте сообщения на тему: <...> 2. Первой европейской цивилизацией была кельтская культура". С какой стати именно кельтская, а не крито-микенская, например? В сослагательном наклонении, что ли? Или: объясните, дети, почему в мусульманских странах ниже уровень образования, чем в христианских. Дети в ответ могут взять христианскую страну Гаити и мусульманскую: Кувейт или Малайзию. И где выше уровень образования? А вот из русской истории: "определите титул следующих известных политических фигур: А.Суворов, Александр 1, И.Грозный, Л Толстой, А.Невский...". Именно так: И - с точечкой - Грозный 14.

"Граждановедение" Я.В.Соколова - россыпь учебников для разных классов. Они отличаются образным, где-то даже поэтичным мышлением.

"От века женщина полна Таинственности, //И не скрою, //Что в силу этого//Она обожествляется порою". Так о женщине писал поэт Расул Гамзатов... Попытайтесь представить, что Расул Гамзатов посвятил свои стихи женщине, изо рта которой торчит сигарета. Что у вас получилось?" 15 Тема разделения властей (в главе "Демократия") проиллюстрирована картинкой словно из "Московского комсомольца" за 1993 год: "Правительство", "Суд"Парламент" изображены в виде комического оркестра, а над ними возвышается огромный Б.Н.Ельцин и строго говорит: "Побыстрее настраивайтесь, люди ждут!" 16 Скажите, дети: как называется политический строй, изображенный на этой картинке?

Глава "Равноправие граждан" - один большой анекдот.

"Ты родился и сразу получаешь абсолютно равные права со всеми... дело за тобой... развивай свои способности и таланты..." Можешь "выбирать любую профессию, рисовать любые картины, покупать любые квартиры (были бы деньги), зарабатывать... Бизнесмен себе не враг. Он обязательно примет способного, образованного человека. И предложит ему большую зарплату..." Потом следует уточнение: "Не забудьте, что не все люди талантливы, не все от природы очень умны, а бизнесом могут заниматься только 3-4% населения. Предположим, на хорошую работу не берут, больших денег не предлагают. И в бизнес не тянет: там конкуренция, банкротства... У такого человека есть два пути. Первый: признать, что потратил школьные годы на пустяки, и найти скромное, но свое место в жизни. Второй: принять участие в борьбе за всеобщее равенство, то есть за то, чтобы "все отнять и поделить". Тогда за собственное безделье можно обижаться на весь мир".

Вдумайтесь. Преподавать это должен учитель, чья годовая зарплата проигрывается и пропивается одним из 3-4% самых "умных" и "талантливых" за вечер в казино 17. А слушать и записывать - школьник, чей папа был, например, инженером-физиком, но, как выяснилось, "потратил школьные (а также институтские) годы на пустяки", поэтому при Ельцине "нашел в жизни скромное, но свое место". Челнока. Или прислуги у того, кто потратил юные годы более продуктивно: на работу в райкоме или отсидки в тюрьме. Наконец, "бездельники", которые "обижаются на весь мир", таким образом устроенный, - это, например, Спартак, И.А.Ефремов, Иисус Христос.

Один из самых популярных у Министерства образования авторов - П.С.Гуревич (не путать с медиевистом А.Я.Гуревичем, автором действительно хорошего учебника по истории Средних веков 18). П.С.Гуревич не ограничивается какой-то одной областью знания. Как настоящий энциклопедист, он смело вторгается в разные дисциплины, вплоть до зоологии. Но обзор тех открытий, которыми он обогатил школу, мы начнем все-таки с истории.

Извините за длинную цитату.

"История свободна. Она может проложить любые тропы. Все зависит от сознательной деятельности людей... Можно было бы, скажем, мобилизовать все внутренние ресурсы на постижение самого человеческого духа. По этому пути пошли древние народы, о чем свидетельствуют созданные ими религии. Они предписывают индивиду полное слияние с Космосом, с чем-то изначальным и всеобщим. Покорность миру, стремление раствориться в нем, услышать в сферах духа звучание всей Вселенной - таковы установления древних восточных религий. Если бы человечество пошло по этому пути, рассуждают многие обществоведы, оно развило бы духовные ресурсы, приобщилось бы к Космосу, учитывало бы возможности и ресурсы природы. Жребий человечества не был бы таким драматичным... Человек мог попытаться развить собственную биологическую природу. Как природная особь он обладает пластичной физической массой. Ни одно животное не способно заняться культуризмом, или бодибилдингом, то есть строительством своего тела. Биологическая природа человека позволяет менять очертания тела, развивать мускулы, перестраивать организм. Человек мог отправиться по заданному маршруту и создать так называемую биологическую цивилизацию... Но европейский человек пошел по другому пути. Им овладела жажда познания и порабощения мира... Уже древний человек взял в руки приспособление, с помощью которого рассчитывал усилить собственное могущество. Но в этом расчете не на себя, а на рычаг, на колесо, на некое устройство он и потерял себя. Конечно, некоторые технические изобретения были сделаны на Востоке. Но там не стремились как можно быстрее использовать их. В мнимом овладении окружающей средой крылась коварная ловушка. Люди перестали доверять природе, отказались от развития и совершенствования духа..." 19.

Читая эту наукообразную ахинею 20, нужно ставить вопросительные знаки в каждом предложении. Что, история совсем "свободна"? И зависит только "от сознательной деятельности людей"? Почему же мы тогда живем не при коммунизме? Сознательности, что ли, не хватило? Какие "древние народы" по пути постижения какого "духа" пошли и какие религии об этом (о чем?) "свидетельствуют"? С чем "изначальным и всеобщим" и кто конкретно "сливается"? Если не все "древние религии", а - спасибо за уточнение - только "восточные", то какие именно из "восточных"? Имеются ли в виду мусульмане, синтоисты или, например, якутские шаманы? Что такое "приобщение к Космосу" с "учетом возможностей и ресурсов природы" и кто из "обществоведов" писал об этом, - то есть непонятно о чем? Что такое "пластичная физическая масса"? Амеба, что ли? Миксомицет? "Природа человека позволяет менять очертания тела, перестраивать организм" - это уже не бодибилдинг, а триллер какой-то, "The thing". Надеюсь, сам П.С.Гуревич еще не продвинулся так далеко "по заданному маршруту так называемой биологической цивилизации". Опять же: что за "маршрут", что за "цивилизация", и кто ее "так называет", неизвестно. Из каких источников г-н Гуревич почерпнул, что "на Востоке" (например, в Японии или Малайзии) технические изобретения старались использовать как можно медленнее - тоже нет ответа. Но более-менее понятно одно. Понадеявшись "не на себя, а на рычаг", наш обезьяноподобный предок "потерял себя" - высокодуховного австралопитека. Он "отказался от развития и совершенствования духа".

Еще не все потеряно, господа. Побольше учебников П.С.Гуревича в каждую школу - и мы за пару поколений восстановим утраченное.

А теперь немного зоологии из того же учебника. "Трудовые пчелы относятся к трутням "пренебрежительно" - в трудные времена их убивают в первую очередь. Ведь ценна "трудовая квалификация", а быть трутнем может каждый" (как может стать трутнем "каждая" пчела?). "Нет среди животных такого понятия, как изнасилование" (понятия, конечно, нет, а "половое сношение с применением физического насилия", к сожалению, встречается). "Человеческое выражение о сексе "Ну, прямо, как звери" не совсем точно. Волки, спариваясь, уходят подальше в лес..." (интересно, от кого?) "Медведь не станет есть про запас" 21.

Видимо, П.С.Гуревич долго подыскивал пример такого животного, которое ни при каких обстоятельствах, ни за что "не станет есть про запас". И нашел. Эврика! Медведь перед спячкой.

"И это еще не все. Мы смертны. Но история знает исключение из этого правила... Дата смерти Христа на третий день перечеркнута чудом Воскресения. Эта необыкновенная жизнь вырывается за положенные человеку пределы, опровергая то, что мы привыкли считать едва ли не самым непреложным законом природы" 22 (выделено И.С.)

Я не стал бы предъявлять претензий по поводу отдельных ошибок-оговорок-опечаток, даже очень смешных. Понятно, что сегодня коммерческие фирмы не в состоянии поддерживать тот уровень корректорской и редакторской работы, который был характерен "во времена былинные" для издательства "Наука" или "Мир". Проблема в другом. В том, что школа получает от родного министерства книги, которые расходятся с наукой не в каких-то отдельных пунктах, а на самом глубоком методологическом уровне. Их авторы с решимостью сказочного Незнайки "опровергают то, что мы привыкли считать непреложным законом природы". Целые разделы, основанные на заведомо ложных, мифологических посылках, представляют собой одну сплошную многостраничную опечатку.

Например, в той "Истории Древнего мира", которую мы уже цитировали, есть параграф о происхождении человека, в котором старательно обходится главный вопрос: от кого этот человек, собственно, произошел? Вместо внятной схемы антропогенеза - пустословие типа "вопрос о происхождении человека волновал людей всегда...". Глава о древних евреях построена таким образом, чтобы школьники считали их изначальными - с аввраамовых времен - носителями монотеистической религии, принципиально отличной от "верований окружающих народов". Это антинаучное представление. Полисная организация трактуется как "чудо", а проблема рабства ссылается в последний абзац соответствующего параграфа 23. И т.п.

В "Семейной экономике" есть глава о предпринимательстве. Но определение - что такое предпринимательство? - расходится с общепринятым, и вообще непонятно, с какого потолка свалилось. Сравните. В Большом Энциклопедическом Словаре 1998 г.: "Инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица - предприятия". В учебнике: "Инициативная, самостоятельная, не противоречащая законодательству, осуществляемая под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленная на получение дохода, прибыли, повышение статуса, создание имиджа" 24. Вроде бы, похоже, правда? Вопрос для школьников - на "пятерку": в чем принципиальная разница? Ответ. Во втором случае конкретный смысл специально размыт таким образом, чтобы "предпринимательством" можно было называть, что Бог на душу положит. Например, защиту диссертации. Разве это не "инициативная деятельность... физического лица... направленная на... повышение статуса"? Кстати, первый же пример "предпринимателя" в злополучном учебнике - спортивный тренер. А это, как правило, наемный работник.

Такие учебные пособия не просвещают школьников, а наоборот, вводят в заблуждение, то есть не являются учебниками вовсе, подобно тому как "парафармация" - "акульи хрящи", селедочные головы и прочие сушеные лопухи, заполонившие наши аптеки, не являются лекарствами.

2. Методика деградации

Чтобы понять, почему "Обществознание" от П.С.Гуревича - не досадная оплошность, а закономерное достижение, рассмотрим другую разновидность источников. Они не привлекают должного внимания, потому что написаны, как правило, на специфическом канцелярском жаргоне. Но если докопаться до смысла, многое проясняется.

Я имею в виду методические пособия. Это тоже учебная литература, но предназначена она не для учеников, а для учителей. Помогает правильно преподавать общественные дисциплины.

Правильно - это как?

Вот "Справочник преподавателя общественных дисциплин", выпущенный министерством в прошлом году.

"Рассмотрим некоторые проблемы выдвижения и обоснования целей школьной обществоведческой подготовки. Главное, что на наш взгляд отличает блок социально ориентированных целей - их внутренняя противоречивость... Вот некоторые из этих целевых антиномий....

формирование научной картины мира, выработка отношения к науке и научному знанию как высшим цивилизационным достижениям - развенчание всесильности рационализма в целом и науки в частности, акцентирование возможности иных системообразующих начал мировоззрения личности (накопленный исторический опыт и традиции, религиозные ценности).

...Можно предположить, что в перспективе произойдет некий позитивный ценностный синтез. Однако, пока этого не произошло, противоречивость и неустойчивость общественных взглядов и устремлений будет проявляться на различных уровнях и неизбежно отражаться в проектировании целей, особенно столь "идейно нагруженного" предмета как обществоведение. В этих условиях попытки жесткой унификации целей "сверху", на наш взгляд, бесперспективны" 25 (выделено - И.С.)

Антиномия - это "противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми". Если перевести весь пассаж с канцелярского на русский, получается следующее. Я - преподаватель науки - заранее исхожу из того, что "научная картина мира" не единственно возможная. Есть, с одной стороны, обоснованные суждения разных ученых о социальных, экономических, политических причинах какого-то события - например, Великой Французской революции или падения Римской Империи. И есть "иное", "традиционное" объяснение того же события вмешательством демонов (ангелов, масонов, старика Хоттабыча, нужное подчеркнуть). Эти подходы, с точки зрения министерского реформатора, совершенно равноправны. И в идеале должны достичь "некоего позитивного синтеза".

Методическое пособие по курсу "Россия в истории мировой цивилизации. 1Х- ХХ вв." идет дальше - на первой же странице авторы размежевались с устаревшей литературой, в которой "события истории человечества упорно продолжают объясняться "объективными причинами", абстрактными "законами истории". Поэтому не удивительно, что на следующих страницах из всех религий "особенно актуальным для современного российского общества" объявлено... язычество (с какой стати? а с такой, что определение язычества дается не по научным справочникам, а по публицистическим сочинениям А.Кураева); Жан-Жак Руссо, оказывается, "обосновывал необходимость перехода к "советскому" типу организации общества и государства"; наконец, "современному человеку понять Просвещение, пожалуй, труднее, чем умонастроение предшествующих эпох... Приземленность мысли, недостаток глубины, рассудочность и схематизм этой философии отталкивают нынешних учащихся..." 26.

Если скажешь от своего имени: "мне лично средневековое мракобесие симпатичнее Просвещения", получится не так убедительно. А от лица человечества - в самый раз.

И это все - методика, которой должен руководствоваться учитель. Ему преподается и нравственный урок.

Тот же министерский - подчеркиваю: министерский! - справочник, параграф "Гражданское образование: цели, формы и методы работы".

Сначала речь идет о "слабой материальной базе". То есть о том, что "правовое" и "неклассовое" государство не хочет давать денег на образование простонародья.

Далее: "Однако если перечисленные проблемы можно отнести к разряду долговременных и неразрешимых в ближайшем будущем, то существуют и такие, которые по силам решить совместными усилиями всех заинтересованных в развитии образования людей. Например, до сих пор сохранился морализаторский подход в образовании... Для гражданского образования важен отказ от данной мессианской позиции и переход к диалогу, в котором каждый может высказать свое мнение и выбрать свою линию поведения из многих возможных. Учитель не должен испытывать комплекса вины за то, что его ученики курят, употребляют алкоголь и наркотики, но он обязан сделать все, чтобы предупредить о возможных последствиях, обсудить причины возникновения и существования этих пристрастий, чтобы снять завесу секретности и преодолеть тягу к сладости "запретного плода". Школа не может решить все социальные проблемы, но через гражданское образование расширяется информированность подростков и появляются предпосылки для осознанного выбора той или иной системы ценностей..." 27.

Понимаете? "Той или иной... из многих возможных".

3. "Рожденный ползать получил приказ летать..."

Современное школьное книгоиздание принципиально отличается от советского тем, что раньше по каждому предмету был один обязательный учебник, а теперь - целая куча из разных издательств. Выбирай - не хочу. Еще в самом начале ельцинской эпохи был официально провозглашен "отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного цепью единых учебных программ, учебников и учебных пособий... Прежняя единообразная, стригущая всех под одну гребенку школа сегодня все более сменяется школой многообразной, многоликой, многоголосой" (Э.Днепров, 28). Министра Э.Д.Днепрова быстро сняли, но линия не изменилась. "Необходимые условия реализации этой линии: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса, многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ... Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ..." и т.д. 29 В "вариативности" как таковой нет ничего дурного. Вообще об организационных формах лучше всего судить "по плодам". А с плодами получилось вот что. Поначалу, действительно, в массовую школу прорвались талантливые просветители, которым трудно было бы одолеть старые бюрократические рогатки, например, А.Я.Гуревич и Д.Э.Харитонович 18; Л.А.Кацва и А.Л.Юрганов 30 и некоторые другие. К сожалению, список авторов (подготовленных, между прочим, советской историографией!) быстро исчерпался. В любой отрасли не так уж много специалистов, способных рассказать о своей науке ребенку. Но "многоголосие"-то внедрялось не потому, что министерство могло обеспечить издание большого количества по-разному хороших учебников, а потому, что такова была идеологическая установка.

См. песню Ю.Шевчука: "Рожденный ползать получил приказ летать...".

Другой, столь же очевидный, дефект организации - подмена предметов. Вот официальный документ - письмо МО # 84-М:

"Обществоведческое образование будет представлено как интегративными курсами "Введение в обществознание", "Человек и общество", "Граждановедение", так и отдельными модульными курсами "Право и политика", "Введение в экономику", "Мир человека" и другими, дающими более полные и целостные, чем в современной школе, знания о человеке и обществе. Во втором концентре рекомендуется обязательное изучение, независимо от профиля школы, различных интегративных и модульных курсов..." 31.

Итак, "рекомендуется обязательно" (хорошая формулировка, правда?) изучать не сложившиеся научные дисциплины, а склеенные на скорую руку "инсталляции" - кажется, так это называется у "актуальных художников". В чем смысл? В том, что один из коллажей вдруг случайно окажется гениальным? Так представьте сначала это гениальное произведение - а потом ломайте структуру, складывавшуюся веками.

Самое забавное - что под сетования на "перегрузки" (а ими как раз и мотивирована пресловутая 12-летка!) и на происки "предметно-академического лобби", которое спит и видит, как бы ограничить "свободный выбор" ученика лишним уроком биологии или физики 32, в несчастную школу запихивают все новые предметы. В лучшем случае - не имеющие к ней отношения, вузовские (философия). В худшем - высосанные из пальца, несуществующие "науки" - вроде "Граждановедения" и "Семейной экономики".

Не зря же в замечательном проекте "Модернизация образования" есть пункт 6:

"Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права..." 33.

То есть "менеджмент" - тоже отдельная наука, наравне с физикой или историей.

Что ж, менеджерам от образования надо верить. Плоды их научного администрирования налицо.

4. Цивилизационный привет от Лысенко.

Ашипки в преподавании общественных наук потому и неисправимы, что упираются в идеологию. Причем идеология эта давно уже не имеет ничего общего с марксизмом, которым пугают друг друга журналисты и чиновники. Она обслуживает интересы нового правящего класса, оформившегося по ходу ельцинских "реформ".

Ведь не оттого перевирается в учебнике хрестоматийный текст десятой заповеди, что у авторов не было под рукой Библии или, на худой конец, "Закона Божьего", чтобы сверить цитату. Посмотрите внимательно - и вы увидите, что "потерялись" те самые слова, из которых следует, что памятник "вечной" религиозной нравственности санкционирует рабство и приравнивает людей низшего класса к скотам.

Не дай Бог, ученик прочтет и задумается: а из каких классов состоит современное общество?

Однако новая непогрешимая идеология, надо отдать ей должное, "вариативнее" предыдущей. Под ее трехцветным крылом мирно сосуществуют крайние формы либерастии ("свободный выбор" подростками наркотиков) и средневековое мракобесие.

В разгар либеральной реформы образования, которая разрабатывается на деньги и под диктовку Всемирного Банка 34, наш первый зам. министра заявляет: "взращивать добрые чувства в сознании детей - это значит положить в основу преподавания социальных дисциплин не принцип Томаса Гоббса (и всего западного обществознания) "человек человеку - волк!", а жизненную максиму св. Серафима Саровского..." 35.

То есть "человек человеку волк" - "принцип всего западного обществознания". "Всего" сразу, не различая К.С.Льюиса, Ш.Фурье и, например, хорватских усташей. При этом наши общественные науки от западных "волчьих" отстали "в стандартах и качестве". Какие же они у нас, в таком случае? Шакальи, что ли? Можно поверить, наблюдая, как приставленные к ним господа клянчат доллары на "модернизацию" - и почему-то у Йоханнеса Линна и Джорджа Сороса, а не у родимых "мироточащих" икон.

"Вариативность" широка, но все-таки не безгранична. Хуже всего в "многоголосие" вписывается объективный научный анализ социальных процессов, то есть как раз то, что делает "обществознание" дисциплиной, а не пустой болтовней.

Когда заходит речь об идеологической экспансии в науку, сразу вспоминается Т.Д.Лысенко. Однако лысенковщина, кроме внешних, имела и внутренний источник - "мичуринское" учение о наследовании приобретенных признаков. Перефразируя старый анекдот, можно сказать, что беду придумали не "партейные", а все-таки сами ученые. Но к концу 40-х годов неоламаркизм пригодился тем внешним силам, которые захотели поставить биологическую науку "в сослагательное наклонение" перед политикой.

В 90-е годы схожую роль в судьбе исторической науки сыграл т.н. "цивилизационный подход". К истории и социологии он подошел под флагом борьбы с "формационным подходом", под которым подразумевалась надоевшая сталинская (не марксова) "пятичленка" - та, что обязывала общество развиваться от первобытнообщинного строя к рабовладению, феодализму, капитализму, социализму... К сожалению, предложенное взамен оказалось не лучше, а хуже. Чтобы не утомлять читателя 42 конкурентными определениями - что такое "цивилизация"? - сошлюсь на А.Я.Гуревича. В лекции, где он излагает суть различных познавательных моделей, представленных в постсоветской историографии, слово "цивилизационный" имеет синоним - "релятивистский". "...Каждое сообщество (культура, цивилизация) представляет собой неповторимую структуру, неповторимый феномен. Согласно релятивистской точке зрения неправомерно спрашивать, какая из этих структур лучше или хуже, прогрессивнее или реакционнее. Они разные. И каждая из них, по-видимому, является некоторой целостностью, удовлетворяющей каким-то коренным требованиям людей, внутри этой целостности живущих (или живших). Таков, в самом общем виде, подход к истории, который у нас с недавнего времени стали называть "цивилизационным" 36.

Таким образом "отменяется", во-первых, прогресс как таковой; во-вторых, единство человеческого рода и создаваемой им цивилизации, которая разделяется на великое множество (42 или больше, кому сколько заблагорассудится) несмешивающихся потоков; в-третьих, какие бы то ни было исторические закономерности. То есть история перестает быть наукой. Потому что науку, как писал академик А.Б.Мигдал, "составляют не только факты, но и соотношения между ними, а главное, систематизация этих соотношений с помощью сознательно упрощенной модели явления" 37.

Впрочем, научная, этическая и практическая (при решении конкретных вопросов внутренней и внешней политики) состоятельность "цивилизационного подхода" - тема отдельного большого разговора 38.

А пока обратим внимание на следующее. Приверженность этому "подходу" настойчиво демонстрируют авторы "учебных подобий".

"Издательство приглашает к сотрудничеству всех, кто заинтересован в обновлении гуманитарного образования в России... Хронологические рамки учебника соответствуют последним требованиям программы по истории и цивилизационному подходу..." 39.

Демагогия про "восточную духовность", которой изначально (со времен палеолита) противостоит менее духовный "европейский человек"; шовинистические выпады против "всего западного обществознания" - это и есть "цивилизационный подход" в действии. Сравнение с Лысенко не должно обижать его приверженцев. Ведь если каждая культура образует "неповторимый феномен", развивающийся по своему собственному уставу, то почему бы нашей стране не иметь, в дополнение к собственному обществознанию (от Серафима Саровского и Ивана Ильина), еще и отдельную биологическую науку?

Особой благодарности заслуживают уважаемые методисты. Работают они так. Сначала провозглашается важнейшее завоевание новой российской школы - плюрализм и свобода от идеологического диктата. Потом в головы учителей вдалбливается "цивилизационный подход". В методическом пособии "Современное школьное обществознание" на "формационный подход" отведено 2 страницы (для точности - 2 страницы и еще 10 строк). Что это такое, не объясняется вообще. Почти весь невеликий объем параграфа заняли разоблачения "формационной догматики одновариантной истории". Привет от конферансье Бенгальского. Зато "цивилизационному" подходу посвящены 23 страницы 40. Выдержаны они, сами понимаете, в несколько иной тональности. А все вместе называется "плюрализм".

*******

Честно говоря, никакого выхода из создавшейся ситуации я не вижу. То есть, с одной стороны, он очевиден. Убрать из школы макулатуру, а из министерства - тех конкретных чиновников, которые подписали ей путевку в жизнь; преподавать науки, а не "инсталляции"; выпускать по каждому предмету ровно столько учебников, сколько их можно на самом деле выпустить, не теряя качества; вместо чудовищных методических пособий - размножить и раздать учителям, к примеру, книгу Ю.И.Семенова 38. Подчеркиваю: никто не обязан соглашаться с Ю.И.Семеновым. Тот, кто не согласен, может написать свою книгу - столь же внятную и аргументированную, только с других позиций. Но пока такой книги нет, лучше почитать Ю.И.Семенова, чем брошюры, в которых страница за страницей заполнены соображениями типа:

"Методическая грамотность в подборе учителем приемов заключалась в разумном сочетании образно-эмоциональных приемов (аналитическое описание с элементами картинного) и логических (аналитическая беседа и заполнение таблицы), что позволяет говорить об эффективности решения учителем проблемы соотношения эмпирического и теоретического уровней в обучении истории..." 41.

С другой стороны, чем очевиднее предлагаемые меры, тем фатальнее невозможность их реализовать.

Кто будет заседать в экспертном совете, отделяющем литературу от макулатуры?

Профессиональное сообщество ученых-обществоведов находится не в том состоянии, чтобы научно "окормлять" школу. Например, физики проявили волю к сопротивлению перед угрозой агрессивной экспансии гороскопов и "торсионных полей", организовали при Президиуме РАН специальную "Комиссию по борьбе с антинаукой и фальсификациями исследований", и уже, слава богу, перекрыли финансирование целому ряду шарлатанских "проектов века". Медицинская корпорация все-таки не согласилась сосуществовать с "экстрасенсорным" жульем - несмотря на прямую поддержку последнего коррумпированными чиновниками, которые выдавали "целителям" официальные разрешения лечить людей.

К сожалению, среди историков никакой воли к сопротивлению не наблюдается. Отдельные проявления человеческой и профессиональной порядочности теряются среди общего конформизма, поразившего не только администраторов от науки, которым, в общем-то, все равно, под какую линию партии подстраиваться, но и настоящих исследователей. Открываешь журнал - и с прискорбием отмечаешь, что еще один талантливый профессионал отказался от первородства - то есть от реального знания - ради чечевичной похлебки "культурологического", "державно-патриотического" или еще какого-нибудь пустословия.

Последняя дискуссия о школьных учебниках тоже не вселяет оптимизма. Наоборот. Судя по тем претензиям, которые политики предъявляют ученым-обществоведам, и по реакции ученых на эти претензии, новые пособия будут не лучше, чем нынешние. Они будут еще хуже.

Примечания:


Вернуться1
См. http://www.rbcnet.ru/comm/power_eco/0609011512/obz64_9.htm.


Вернуться2
Багров А. Белый дом готовит отставки - Коммерсант, 3.10.2001


Вернуться3
Интересно, что такое "история в сослагательном наклонении"? Носовский/Фоменко или Суворов/Резун? Пушкин родился один раз - или 10 раз в разных местах? А география "в сослагательном наклонении" - это что? "Волга впадает в любое море, в какое начальство прикажет"?


Вернуться4
Клин Б. В новых учебниках истории будут враги народа. Коммерсант, 5.10.2001.


Вернуться5
См.: Македонский А. Две трагедии: "12 стульев" и учебник А.П.Богданова. Первое сентября, 20.02.1997.


Вернуться6
Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика. Учебное пособие для 7-8 классов. М., Вита-пресс, 2000, с. 59.


Вернуться7
Там же, с. 145.


Вернуться8
Акулов А.В., Ванькова А.Б., Долотова И.А., Родионов О.А. История Древнего мира. М, Центр гуманитарного образования, 2000, с. 135.


Вернуться9
Там же, с. 368.


Вернуться10
Давыдова Н.В. Библейский словарь школьника. М, РОСТ, МИРОС, 2000, с. 5.


Вернуться11
Западносемитский бог, непосредственный предшественник библейского Яхве.


Вернуться12
Библейский словарь школьника, с. 56.


Вернуться13
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. М, Русское слово, 2000, с. 45.


Вернуться14
Там же, с. 6, 160, 98, 70.


Вернуться15
Соколов Я.В. Граждановедение. Для учащихся, их родителей и учителей. 5 класс. М, Гражданин, 1997, с. 138.


Вернуться16
Соколов Я.В. Граждановедение. 6 класс. М, Гражданин, 1997, с. 58.


Вернуться17
См.: www.screen.ru/Smirnov/twosides.htm


Вернуться18
Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. М, Интерпракс, 1995.


Вернуться19
Гуревич П.С. Обществознание. М. Центр гуманитарного образования, 2000, с. 367.


Вернуться20
Именно так определил методологию П.С.Гуревича известный историк, этнограф и антрополог Ю.И.Семенов. См. Семенов Ю.И. Ахинеада в роли учебника вековой мудрости (об учебнике П.С.Гуревича "Введение в философию" для 10-11 классов) - Первое сентября, 16.04.1998. Ознакомившись с рецензией профессора Ю.И.Семенова, министерские чиновники, как ни в чем не бывало, "зарядили" еще один опус П.С.Гуревича - "Обществознание" точно такого же качества.


Вернуться21
Обществознание, с. 150 - 154.


Вернуться22
Там же, с. 204.


Вернуться23
Акулов А.В., Ванькова А.Б., Долотова И.А., Родионов О.А. История Древнего мира. М, Центр гуманитарного образования, 2000, с. 11-12, 135, 178.


Вернуться24
Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика. Учебное пособие для 7-8 классов. М., Вита-пресс, 2000, с. 154.


Вернуться25
Справочник преподавателя общественных дисциплин. Министерство общего и профессионального образования РФ. Центр гуманитарного образования. М, 2000, с. 10 -11.


Вернуться26
Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. Методическое пособие по курсу "Россия в истории мировой цивилизации. IХ- ХХ вв." М, Школьная пресса, 2000, с. 4, 18, 120, 65.


Вернуться27
Справочник преподавателя общественных дисциплин, с. 138.


Вернуться28
Днепров Э.Д. Реформа образования в России и государственная политика... - Развитие образования в России, М, Министерство образования, 1992, с. 14, 16.


Вернуться29
Документ. Модернизация образования (т.н. "команды Грефа") - Общество обсуждает стратегию образования. ЗАО "Журнал "Эксперт", М, 2000, с. 17 - 18.


Вернуться30
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России, У111 - ХУ вв. М, МИРОС, 1993. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России, ХУ1- ХУ111 вв. М, МИРОС, 1994.


Вернуться31
Справочник преподавателя общественных дисциплин, с. 46.


Вернуться32
См. интервью А.Пинского, "одного из разработчиков реформы образования". - Общество обсуждает стратегию образования, с. 49.


Вернуться33
Там же, с. 11.


Вернуться34
См. http://www.hse.ru/pressa/kommersant/20010403.htm .


Вернуться35
История: "Единый знаменатель". На вопросы отвечает первый заместитель министра образования России Александр Киселев. - Родина, сентябрь 2001, с. 9.


Вернуться36
Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк конца ХХ века. - История мировой культуры. М, РГГУ, "Открытое общество", 1998, с. 254.


Вернуться37
Мигдал А.Б. Отличима ли истина от лжи?


Вернуться38
См.: Семенов Ю.И. Философия истории. М, Старый сад, 1999, с. 102 - 110.


Вернуться39
Анонс к книге: Акулов А.В., Ванькова А.Б., Долотова И.А., Родионов О.А. История Древнего мира. М, Центр гуманитарного образования, 2000, с. 3.


Вернуться40
Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Методическое пособие. М, Школа-пресс, 2000, с. 13, 29, 34 - 57.


Вернуться41
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М, Владос, 2000, с. 39.


© Содержание - Русский Журнал, 1997-2001